Что такое виртуальная реальность?
Прежде чем говорить об очках виртуальности, обозначим, с чем эти устройства взаимодействуют. Термин «виртуальная реальность», вопреки стереотипным представлениям, относится не только к компьютерам. Слово «виртуальность» возникло давно, но имело иное значение.
Древним людям не было известно, как работает виртуальная реальность. Происходящее от греческого vir
, что обозначает «мужчина», слово «виртуальность» у римлян имело значение «совокупность всех мужских качеств». И только с распространением новых технологий понятие «виртуальность» стало расширяться в значении.
Что такое виртуальная реальность и как она работает, понять несложно.
ВР — это перенос в симуляцию, созданную при помощи компьютерных технологий.
Так мы получаем возможность воспринимать окружающее виртуальное пространство органами чувств. Посредником в этом процессе становятся устройства виртуальной реальности. Наиболее доступными из них на сегодняшний день являются виртуальные очки, которые нередко используют вместе с джойстиками и контроллерами.
Кто создал очки виртуальной реальности
Впервые мир узнал, что такое виртуальные очки, в середине прошлого века, в 1956 году. Тогда возник первый прототип, работающий так же, как работают очки реальности. Это были 3D-аппараты Sensorama
, которые имели специальный дисплей с трехмерным изображением. Помимо этого, они были оборудованы стереозвуком, вибрирующими сидениями и даже запахогенератором. Кинооператор и режиссер Мортон Хейлиг, создавший это необычное устройство, снял для него на специальную камеру 6 фильмов.
Про очки виртуальной реальности, какими их знают сегодня, стало известно только в 1982 году. Это случилось благодаря компании RB2
. Но на 2 года ранее значительный прорыв был сделан Стивом Манном. Он изобрел компьютерную систему, подключаемую к шлему и видоискателю. Принцип изобретения также был похож на то, как работают виртуальные очки. Но на то время стоимость приобретения была такой высокой, что человеку со среднестатистической зарплатой оно не было доступно. И вопросом, есть ли очки виртуальной реальности, задавались намного чаще.
Для чего нужны очки ВР?
В широком кругу о том, что такое виар очки, узнали благодаря игровой индустрии. В начале 10-х годов этого века видеоигры, «заточенные» специально под VR-устройства, стали более доступными и увеличились в числе. Но зачем нужны очки виртуальной реальности, знают не только геймеры, — эти девайсы также используют для обучения и работы. Например, для сборки деталей, когда все чертежи и схемы передаются на дисплей мастера. Или в автошколах, где эффект присутствия помогает обучающимся лучше понять ситуацию на дороге. Уже опробовали, как работают очки виртуальной реальности, многие учащиеся на хирургов и пилотов самолетов.
Откуда появился шлем ВР?
Виртуальный шлем — это высокотехнологичное устройство, появившееся вместе с очками. Их отличие состоит в большем наборе функций, т.к. в комплектацию шлема входят и дисплей, и наушники. Таким образом, создается и звуковой, и визуальный эффект присутствия в симуляции. Виртуальный игровой шлем является одним из наиболее известных версий этого устройства. Если гаджет дополнен микрофоном, то способен воспринимать и передавать еще больше информации.
Первая попытка создать такой шлем была сделана американской компанией в 90-е годы, но не принесла успеха.
Немного позднее Sony
попыталась сделать то же самое, однако разработки снова не получили распространения. Как работает шлем виртуальной реальности, знали единицы. Такое оборудование могло использоваться только как дополнение к тренажерам для военнослужащих или летчиков. Но со временем прототипы были доработаны и стали более доступными.
Как устроены VR?
Очки вертуальной реальности представляют собой изделие с пластиковым корпусом и дисплеем. Перед ним располагаются линзы, которые делят картинку надвое. Что такое ВР очки, легко понять разобрав их. В действительности устройство очков виртуальной реальности нельзя назвать особо сложным. Через линзы адаптированное изображение передается для каждого глаза. Камеры снимают отдельно для правого и левого зрачка, при этом расстояние до изображения приближено к реальному. Так создается иллюзия трехмерности.
Назначение гаджета
Основная функция 3D очков виртуальной реальности — создать трехмерный мир, в котором находится пользователь. Это может быть игра, фильм или ролик, фотографии и даже обучающие программы. Сегодня подобные девайсы используют для обучения водителей и усовершенствования их навыков, для проведения виртуальных экскурсий в музеях, для обучения детей.
Важно! Следует понимать, что сам по себе шлем, смартфон и ноутбук не являются достаточным условием для погружения в виртуальный мир. Устройство не заработает без соответствующего контента.
Для телефона потребуется скачать специальные приложения. В случае с фото и видео они должны также поддерживать данную функцию. Для компьютера и игровых приставок требования аналогичные. Не все игры могут быть запущены в 3D, поэтому при выборе нужно обратить внимание на данный критерий.
Разновидности ВР устройств
Можно выделить 2 основных вида девайсов: очки реальной виртуальности и VR-шлем. По принципу функционирования они схожи, но имеют различные возможности и устройство.
Шлем
Что такое шлем виртуальной реальности? Это более массивное и функциональное изделие. Оно позволяет полнее погрузиться в ВР, но весит больше. Для использования этого гаджета потребуется пространство минимум 16 кв.м. Поэтому перед покупкой определитесь, располагает ли помещение такими возможностями. Имея невысокую мобильность, VR-шлем, тем не менее, предлагает расширенные возможности.
Очки
Как работают очки виртуальной реальности VR? Они мобильны, а малый вес обеспечивает легкость в транспортировке. Самые современные разработки отличает минимализм и компактность. Но простые модели вроде Google Glasses
обладают ограниченными функциями. Их назначение заключается только в показе объемного и реалистичного изображения. Недорогие очки виртуальной реальности — это хороший вариант для новичка, чтобы попробовать ВР-систему.
В чем отличия?
Чем отличается шлем виртуальной реальности и как работает эта система, определяется датчиками движения. Устройства для их отслеживания располагают по периметру. Благодаря множеству датчиков игрок получает возможность подойти к предмету, обойти или потрогать его. Если игровое пространство имеет малую площадь, полноценно погрузиться в процесс не выйдет. Также виртуальный реальность шлем имеет 2 дисплея вместо 1, т.е. по одному на каждый глаз. Но и требования к такому гаджету немалы. Стоимость довольно высокая, а исправную работу обеспечит только мощный процессор компьютера.
Как работает очки виртуальной реальности, определяют гироскоп и акселерометр. Эти составляющие помогают устройству отслеживает повороты и наклоны головы. Но понять положение в пространстве простая система не сможет. Тогда перемещение в пространстве происходит при помощи кнопок на джойстиках. Если открыть описание виртуальных очков, несложно увидеть наличие лишь 1 дисплея. А картинка делится надвое только благодаря линзам. Они, в свою очередь, настраиваются под особенности межзрачкового расстояния. Потому такой вариант считается бюджетным и более простым.
Как работает современный шлем VR
Все шлемы виртуальной реальности, сколько бы они ни стоили, работают примерно по одним принципам. Но нюансы могут значительно различаться. Именно их мы и обсудим.
3D-картинка — основа «погружения» в VR
Если не брать подобные Cardboard китайские пластиковые поделки, которыми завален «Алиэкспресс», а говорить именно о серьезных «больших» шлемах VR со своей начинкой (как подключаемых к ПК, так и автономных), то там за формирование изображения отвечает встроенный в шлем экран (или два экрана, по одному на глаз), на который подается два изображения: для левого и правого глаза. Сами экраны могут иметь разное разрешение. Например, в популярном сегодня Oculus Rift S установлен один экран с разрешением 2560 на 1440 пикселей и частотой обновления 80 Гц.
Смотрим на картинку мы тоже через линзы, как это было в первых «Карбордах», только сами эти линзы уже куда больше, дороже и четче. Как правило, в современных шлемах используются линзы Френеля. Они легкие, четкие на достаточно большой площади и отлично подходят для очков VR.
Современный VR-шлем Oculus Rift S
Как правило, чем выше разрешение экрана, тем выше и цена шлема, но и тем меньше заметен так называемый скриндор (или «эффект москитной сетки»), когда глаз видит расстояние между отдельными пикселями.
Чтобы понять, что это такое, возьми смартфон и посмотри на него через лупу. Если разрешение у экрана не особенно большое, то пиксельная сетка будет видна довольно четко. Это одна из проблем современных шлемов VR, и разработчики борются с ней, увеличивая разрешение или придумывая всякие хитрые технологии маскировки этого эффекта (например, в шлеме Samsung Odyssey Plus есть своя технология скрытия видимости пикселей, и, если верить пользователям, это действительно работает, правда картинка становится малость «мыльной»). Очевидно, что победа над скриндором — вопрос времени.
Другая проблема — это ограниченный угол обзора. Представь себе, что смотришь на мир через лыжную или водолазную маску (на форумах это так и называют — «эффект водолазной маски»). К сожалению, в нынешней VR нормальным считается горизонтальный угол обзора в 90–110 градусов. Однако в активных и увлекательных играх на этот эффект быстро перестаешь обращать внимание.
Новые шлемы вроде Pimax 5K/8K уже имеют угол обзора 170–200 градусов. Другое дело, что там оказалось не совсем то разрешение, что обещал производитель, и не совсем те панели. Да и стоят «Пимаксы» не слишком гуманно. К тому же самый востребованный режим у пользователей — все равно 140 градусов обзора, потому что с двумястами современные видеокарты если и справляются, то с большим трудом.
Новые «Пимаксы» — шлемы с широким углом обзора
Отслеживание (трекинг) головы в виртуальной реальности
Но не картинкой единой достигается погружение в другой мир. Ведь если у нас есть только 3D-картинка, то это мало чем отличается от обычного кинотеатра. В современных шлемах VR мы можем крутить головой во все стороны, а мир в этот момент будет оставаться на своем месте — совсем как в реальности!
Повороты головы сейчас отслеживаются с помощью гироскопа и угловых акселерометров. Встроенное в шлем оборудование обычно работает точнее, чем в телефонах. ПО шлема считывает показания датчика с очень высокой частотой, и для пользователя результат выглядит так, будто он вертит головой в реальности. Так же отслеживаются наклоны головы.
Если ты попытаешься проделать подобный фокус с Cardboard или другими очками для телефона, то наверняка заметишь рывки при поворотах головы и эффект «погружения» начнет теряться. Отличный трекинг — один из главных тезисов в спорах между сторонниками мобильной VR и владельцами более дорогих шлемов для ПК.
Все дешевые простые шлемы имеют подобное отслеживание вращения головы в пространстве, это также называется 3DoF (три степени свободы). По сути, это основа работы любого VR-устройства.
Если с гироскопом все примерно ясно, то куда интереснее пространственное отслеживание положения головы в VR, которое реализовано уже в дорогих моделях шлемов VR (оно же «позиционка», или 6DoF). Чтобы понять, о чем я говорю, представь, что в мире VR ты можешь не только крутить головой, но и двигать ей вперед, назад, вверх, вниз, влево и вправо.
Например, стоя на месте, можно поднести голову к плакату на виртуальной стене или, как в «Матрице», увернуться от пули, просто присев или отклонившись назад. «Позиционка» — это новый уровень погружения. Но как это работает?
Тут есть два подхода. Первый вид трекинга используется в ранних шлемах для ПК вроде Oculus Rift DK2/CV1 или Vive / Vive Pro. В случае с «Окулусами» по комнате расставляются специальные камеры-сенсоры (идут в комплекте со шлемом), которые улавливают ИК-излучение эмиттеров, расположенных на шлеме. Таким образом получается учитывать координаты шлема в пространстве.
Шлем Oculus Rift CV1 и камера-сенсор для считывания положения в пространстве
У Vive и ныне популярного Valve Index похожая система трекинга, только там вместо камер используются базовые станции, а сама система завязана на лазеры.
Главный недостаток этого вида трекинга состоит в том, что нужно где-то разместить камеры или базы для корректной работы шлема. К тому же между ними должно быть определенное расстояние. Это проблема, если у тебя маленькая игровая зона под VR или сенсоры просто некуда закрепить.
И здесь нам на помощь приходит второй вид пространственного трекинга, так называемый «трекинг изнутри», «трекинг наизнанку» или «inside-трекинг». Суть его в том, что камеры для определения положения в пространстве встраиваются уже в сам шлем. Далее они сканируют окружающую обстановку и уже по ее изменению «на лету» делают вывод о том, что пользователь сместил голову.
Объяснение, может быть, звучит сложновато, но работает эта схема весьма эффективно. И первыми, кто ее применил, были ребята из Microsoft, которые придумали свою технологию Windows Mixed Reality. На ее основе сразу несколько производителей создали свои варианты шлемов VR.
Lenovo Explorer — один из первых шлемов линейки WMR с двумя камерами для позиционного отслеживания
Такой подход избавляет нас от необходимости расставлять сенсоры или базы, а комплект со шлемом значительно удешевляется и уменьшается в размерах. Очевидно, что чем больше камер на шлеме, тем лучше они будут отслеживать изменение положения. Разработчики из Oculus развили эту идею, и в актуальном Oculus Rift S у нас уже целых пять внутренних камер, а в Oculus Quest — четыре. В то же время инженеры HTC впихнули в свой новый шлем Vive Cosmos аж шесть камер для позиционного отслеживания!
Но не в камерах счастье, точнее — не только в них.
Отслеживание рук в виртуальной реальности
Первые игры для шлемов, подключаемых к ПК, управлялись или с «клавомыши», или с геймпада, вроде того, что идет в комплекте к игровым приставкам (например, к Oculus CV1 прилагался геймпад Xbox 360). Ситуация изменилась с выходом HTC Vive, одновременно с которым начали продаваться контроллеры движения. Эти устройства позволяют передавать игре или программе информацию о положении рук. Далее вышел контроллер Oculus Touch для Oculus Rift CV1 и так далее.
VR-контроллеры Oculus Touch (версия для Oculus Rift S) сегодня по-прежнему считаются самыми удобными в своем роде
Сегодня наиболее прогрессивными считаются «кастеты» Valve Index Controllers. Их главная фишка — способность отслеживать не только положение рук, но и положение каждого пальца и силу его нажатия. Правда, пока нет игр, где бы это поддерживалось. Half-Life: Alyx как раз и должна раскрыть весь потенциал «кастетов».
Ниже — обзор этих контроллеров на одном из популярных русскоязычных каналов на YouTube, посвященных VR.
Принцип отслеживания тут похож на уже разобранную нами схему слежения за положением шлема. Ты берешь эти штуки в руки, и начинается «магия» (ну, почти). Например, у Oculus Touch внутри колец установлены датчики, положение которых считывают камеры шлема.
Какой тип трекинга лучше?
Казалось бы, «трекинг изнутри» — это самый разумный метод и за ним будущее. Но пока что все не совсем однозначно.
Во-первых, шлемам с таким трекингом нужно хорошее освещение, чтобы камеры могли различать окружающую реальность, в то время как Oculus Rift CV1 спокойно мог работать в полной темноте.
Во-вторых, в тех же шутерах нужно целиться как в реальности, держа руки на корпусе виртуальной винтовки и поднося их к лицу (и это очень круто!). Но получается, что одна рука закрывает другую, и камеры шлема могут неверно считывать положение контроллеров, отчего координаты могут сбиться. Впрочем, такого эффекта можно достичь и если неправильно расставить внешние сенсоры.
Та же проблема настигает игрока, который пытается достать из колчана стрелу в «Скайриме» или другой подобной игре. Камеры шлема не видят контроллеры, когда те за спиной. Хотя если движение совершается быстро, то тут в дело могут вступать хитрые прогнозирующие алгоритмы, которые предполагают, куда двинулся контроллер.
В целом игр, где остались моменты, плохо совместимые с «трекингом изнутри», не так много, и потому при выборе шлема можешь смело отдавать предпочтение этой технологии.
«Как здесь ходить», или перемещение в VR
Еще один важный момент, который нам остается обсудить, — это как двигаться в виртуальном мире. В целом ничто не мешает просто ходить по комнате, а камеры сами перенесут наше перемещение в VR. Впрочем, постой! Мешает на самом деле очень многое: мебель, стены и длина проводов шлемов, которые требуют подключения к ПК.
Именно поэтому большую часть времени в VR мы все-таки перемещаемся с помощью кнопок на контроллерах. Это можно сравнить с игрой в какую-нибудь RPG на геймпаде: наклонил стик вперед — персонаж пошел вперед, наклонил назад — персонаж пошел назад. То же самое происходит и в VR, но и тут есть свои особенности.
Особенность первая: у разных контроллеров разные кнопки для перемещения. На Touch мы уже смотрели, а вот на фото ниже — контроллеры от Vive, где вместо стиков у нас сенсорные площадки, на которые надо давить в нужном направлении или касаться в нужном месте (зависит от игры и того, как это реализовали разработчики).
Контроллеры от Vive и сенсорная площадка для перемещения в центре
Эти контроллеры еще называют «клюшками» (и «тяпками»), и можно много спорить про их удобство, но глупо отрицать, что они были первыми на рынке. Лично я предпочитаю играть на стиках Touch, чем на такой площадке. Инженеры Valve, работая над последним поколением контроллеров, тоже избрали стики, и не просто так.
Особенность вторая: в играх встречаются разные схемы перемещения игрока. Две самые популярные — это телепорты и «локомоушен» (плавное перемещение).
Зачем такие сложности? Дело в том, что часто, особенно новичков, начинает мутить в VR с непривычки. Сам ты в реальности стоишь на месте, а в VR твое тело вроде как перемещается, и это вызывает дискомфорт. Чтобы победить это, придумали перемещение с помощью телепортов.
Работает это примерно так. Выбираешь направление, куда хочешь переместиться, указываешь контроллером, жмешь кнопку и мгновенно оказываешься в нужном месте.
Перемещение с помощью телепортов на примере игры Budget Cuts
Тошнит от такого способа действительно меньше, но он не очень удобен и здорово мешает полностью погрузиться в игру. Потому предпочтительный способ как раз «плавное скольжение», когда нажал на стик или тачпад — и началось движение в выбранном направлении. Идеально, когда разработчики игр предлагают разные способы перемещения на выбор.
А еще правый стик в некоторых играх дает возможность крутить камеру, как при игре на обычной приставке. Безусловно, куда интереснее двигать головой самому, но бывает, например, что хочется играть сидя и движение на 360 градусов недоступно.
Виды очков виртуальной реальности
Разделение на виды виртуальных очков вызвано их назначением. Передовые виар-системы способны взаимодействовать не только с ПК, но и с любой техникой. Сюда относятся телевизоры, мобильные устройства, планшеты и консоли.
Телевизионные
Разберемся, как работают очки виртуальной реальности для ТВ. Такие аксессуары известны давно и помимо телевидения используются в кинотеатрах. 3D-гаджеты для просмотра фильмов выглядят как обыкновенные очки, но с особыми линзами красно-зеленого цвета. Они не позволяют рассматривать предметы с обзора 360 градусов. С их помощью можно лишь увидеть объемную картинку, сидя на месте. Положительная характеристика очков виртуальной реальности этого типа в том, что глаза меньше устают.
Для смартфона или планшета
Наиболее новой версией для этих гаджетов являются специальные корпусы с линзами. Их выбирают по размеру смартфона или планшета. Что нужно для очков виртуальной реальности, так это поместить устройство на место дисплея и закрепить. Как правило, основную часть гаджета можно подогнать по размерам. Мы собрали лучшие очки виртуальной реальности для смартфонов в одной статье.
Зачем нужны виртуальные очки для смартфона, как работают такие модели? Если среди функций VR-системы есть поддержка мобильного, это делает телефон универсальным и многофункциональным. Также популярны виртуальные очки для детей. Их необходимо выбирать с расчетом на детскую голову, что является единственным отличием от взрослых версий.
Для приставок и ноутбуков
Устройства для приставок и лэптопов одинаковы, они мало отличаются от моделей для ПК. Чтобы играть, понадобится консоль и джойстики. В некоторых приложениях есть возможность подключить контроллеры для отслеживания движений рук. А в продвинутых версиях принцип работы очков виртуальной реальности включает отслеживание передвижений. Такими, например, являются игровые ВР-устройства HTC Vive
.
Очки дополненной реальности
Многие не понимают, чем отличаются очки виртуальной реальности от очков дополненной. Но значительная разница есть. В случае с дополненной реальностью предметы накладываются на реальное окружение. Тогда как в виар осуществляется полный перенос в симуляцию. Потому посредством AR нельзя добиться того же эффекта, что в VR. Игра Pokemon Go является ярким примером того, как работает дополненная реальность.
Популярные модели
С момента появления Cardboard от Google, очки подобного типа получили быстрое развитие и распространение. Сегодня они оборудованы качественными линзами, хорошо продуманным и удобным корпусом, надежным креплением к голове, возможность регулировки линз под особенности зрения пользователя.
Их производством занялись многие компании, и в продаже имеется огромный выбор различных моделей этих простых и интересных устройств. Возникает закономерный вопрос, что могут виртуальные очки для смартфона, и в чем же основные отличия различных моделей.
Как в любом другом сегменте рынка, здесь появились свои лидеры. Некоторые производители делают акцент на выпуске недорогих бюджетных версий, другие сконцентрировали усилия на выпуске дорогих вариантов с множеством дополнительных опций.
Так в топовых товарах уверено держатся модели FiiT VR, VR Shinecon, а также VR BOX 2, стоимость которых может колебаться в пределах 1000 – 2000 руб. Они отличаются отличной комбинацией качества и цены, комфортностью и универсальностью. Среди более дорогих моделей можно выделить Ling VR или Baofeng 4. Здесь уже придется выложить около 4000 рублей.
Имеется на рынке и категория бюджетных изделий. Сюда входят VIGICA и Ritech. Цена которых не более 1000 рублей.
Стоит ли покупать?
Очки виртуальной реальности используется только в тандеме с компьютерным или мобильным устройством. Такое приобретение можно считать удачным для любителей технологических новинок. Но пользователи до сих пор спорят о том, вредны ли очки виртуальной реальности.
Плюсы и минусы
Преимущества:
- Новые впечатления от игры. Принцип работы виртуальной реальности заключается в том, что человек воспринимает симуляцию за реальный мир. Это умножает впечатления даже от незначительных происшествий и действий в игре.
- Улучшение реакции. Из-за эффекта полного погружения игрок реагирует моментально. Все происходящее в виртуальности получает особый оклик, если подключить контроллеры. ВР-системы, отслеживающие движение, также помогают размяться, развивают креативное мышление.
- Возможность отвлечься и расслабиться. Смотреть в экран компьютера не так увлекательно, как погружаться в фантастический мир с головой. Позволяя прочувствовать весь спектр эмоций, очки в виртуальный мир дают разрядку психике.
Узнать актуальные цены на VR очки
Недостатки:
- Угроза для нервной системы. Не покупайте гаджет для игры в ужасы или другие тревожные жанры при наличии нервных расстройств. Если сюжет содержит негативные моменты, предупреждение можно заметить в начальной заставке. Особо впечатлительным людям такое устройство, как очки виртуальной реальности, способно навредить.
- Нагрузка на вестибулярный аппарат. Вред очков виртуальной реальности заключается в укачивании после длительного использования. Частыми симптомами выступают головокружение, тошнота, дезориентация. Людям со слабым вестибулярным аппаратом лучше обращаться с гаджетами осторожно либо отказаться от них.
- Дороговизна. Так ли вредны виртуальные очки, спорный вопрос. Но немалая цена такой покупки очевидна. Не все могут себе позволить купить VR, как и приобрести для него компьютер с мощным процессором.
Очки для смартфонов
Одним из популярных видов очков виртуальной реальности являются изделия для смартфонов. У таких моделей есть масса плюсов. Первый и главный из них — отсутствие огромного количества проводов. Отзывы покупателей о таких устройствах преимущественно положительные. Но избегайте слишком дешевых товаров. Некоторые малоизвестные компании стремятся получить быструю выгоду из-за растущей популярности ВР для сматрфонов. Следовательно, характеристики очков виртуальной реальности по низкой цене могут быть не особо впечатляющими.
Компьютерные шлемы
VR-системы в виде шлемов — это приобретение с перспективами. В настоящее время игр для него меньше, чем обыкновенных. Но компании-разработчики с каждым годом все чаще стремятся воплотить в программе поддержку виар. Чтобы полноценно ощутить, что такое виртуальная реальность и как это работает, понадобится пространство. Если в квартире нет свободной площади, от покупки лучше отказаться. Учитывая высокую стоимость такого гаджета, он может оказаться нерациональной тратой. Ведь часть функций станет недоступной для пользователя. Но при возможности отодвинуть мебель или при наличии отдельного игрового пространства покупка оправдает себя.
Плюсы и минусы вр очков
Инструменты ВР не спроста настолько популярны среди пользователей. Постоянное совершенство моделей позволяет выходить на новый уровень погружения и ощущения виртуального мира. Этому способствуют:
1. Яркие впечатления – действия игры направлены на плавный переход от реального к миру симуляции. Что привносит в процесс новые эмоции даже от простых перемещений внутри виртуального мира.
2. Усовершенствование реакции – быстрое реагирование на действия в игре. Происходящие действия особенно восприимчивы при дополнении вр очков перчатками и джойстиками. При этом имеются и другие положительные моменты: человек укрепляет мышцы, развивает мышление.
3. Возможность переключиться и отдохнуть. Простой просмотр фильмов не даст ярких впечатлений. Очки виртуальной реальности помогут получить положительные впечатления, способствующих психической разрядке.
Положительные моменты использования очков виртуальной реальности известны на основе многочисленных отзывов. Но важно знать и о минусах:
1. Негативное влияние на нервы – игра в мире фантастики и ужасов провоцирует развитие напряжения и расстройства (насилие, унижения). Их желательно заменять сразу же при выключении устройства, особенно при наличии проблем с психикой (состояние может ухудшиться).
2. Нагрузка на вестибулярный аппарат – явные признаки головокружение, тошнота и выпадение из реальности, особенно при частом использовании очков. При таких проблемах рекомендовано использовать вр очки непродолжительное время или вовсе прекратить их использование.
3. Высокая стоимость – очки виртуальной реальности могут позволить себе немногие, ведь помимо основного устройства могут понадобиться мощные дорогие дополнения: процессоры, аксессуары.
Технологии постоянно совершенствуются. Не исключено, что со временем, в мире симуляций появятся техники, не влияющие на состояние здоровье. Естественно положительные моменты от использования vr очков превышают отрицательные, может поэтому виртуальные устройства столь востребованы.
Советы по выбору
Новые модели ВР-гаджетов возникают на рынке ежегодно. Особенно сложно выбирать, если человек знакомится с этой технологией впервые. Приходится разбираться на месте, как устроены очки виртуальной реальности и что это такое. Но главная цель консультанта — продать товар. И нередко оказывается, что не весь функционал дорогой покупки необходим пользователю.
Эти советы могут помочь определиться с выбором:
- Платформа. Различают устройства на ПК, консоли, смартфоны. Сперва определитесь, к чему вы собираетесь подключать VR-гарнитуру.
- Мощность. Перед покупкой убедитесь, достаточно ли мощности у компьютера или телефона для поддержки ВР. Для этого можно пройти бесплатный тест на Steam
. То, как работают очки виртуальной реальности для компьютера, может не порадовать при недостаточных показателях. - Технические характеристики. Обращайте внимание на поле зрения FoV
, частоту обновления в Гц, разрешение, а также плотность пикселей
PPI
. Чем выше показатели, тем лучше. При хороших характеристиках вам не придется пожалеть о том, как работают VR очки, после покупки.
Обязательно проверьте, хватит ли для приобретаемой гарнитуры места. Рекомендуемая площадь указана в инструкции или описании очков виртуальной реальности на коробке. Например, для Oculus Rift
это всего 90х90 см минимум, а для
PlayStation VR (PSVR)
— 3х3 м.
Среднеценовые устройства: 50–200 долларов
Что собой представляют
Подобные гарнитуры тоже чаще всего используют в качестве экрана смартфон, но пытаются привлечь другую категорию покупателей. В отличие от простейших и довольно неуклюжих Cardboard, среднеценовые очки оснащены дополнительными датчиками, более сложными механизмами управления, возможностью настраивать фокус или даже собственными экранами.
Samsung Gear VR
Наиболее известны среди таких устройств — Samsung Gear VR и Google Daydream View, предназначенные для Android-смартфонов. Альтернативы от менее именитых разработчиков вроде Homido VR, Merge VR, Carl Zeiss VR One Plus совместимы как с Android, так и iPhone. Недавно список среднецелевых устройство пополнил первый автономный шлем виртуальной реальности Oculus GO, который работает без всяких смартфонов и прочих дополнительных устройств.
Чем выделяются
Благодаря дополнительным сенсорам устройства из этого сегмента точнее отслеживают движения головы в пространстве. Это обеспечивает более высокую плавность видео и большую интерактивность в играх. Иллюзия становится убедительнее. Но точности премиальных моделей, оснащённых внешними датчиками, от подобных гарнитур всё равно ждать не стоит.
Гаджеты этого сегмента обычно продаются вместе с Bluetooth-геймпадом или пультом управления. Это обеспечивает новые возможности управления, что особенно полезно для геймеров. Кроме того, на корпусе таких очков есть кнопки или сенсорные панели, с помощью которых можно управлять базовыми функциями игр и программ без дополнительных устройств.
Google Daydream View
Производители среднеценовых очков уделяют повышенное внимание контенту. Gear VR, Daydream и Oculus GO — это целые экосистемы с различными играми, программами и фильмами. Разработчики других очков тоже стараются расширять ассортимент, чтобы радовать пользователей.
На что обратить внимание
Выбирая среднеценовой VR-шлем, убедитесь, чтобы он был оснащён дополнительными сенсорами: акселерометром, гироскопом, датчиком приближения. Проверьте, есть ли в комплекте геймпад или пульт. Кроме того, зайдите на сайт производителя и посмотрите, сколько VR-приложений поддерживают очки. Если вам ничего из этого не нужно, то и переплачивать не стоит — можно взять простой Cardboard.
Если ищете устройство со встроенным дисплеем, учитывайте его разрешение: чем выше, тем лучше. Если выбираете очки под свой смартфон или компьютер, проверяйте совместимость с моделью смартфона или техническими характеристиками компьютера на сайте магазина/производителя очков.
Если ваш аппарат слишком слабый или старый и не поддерживает VR-шлемы, задумайтесь о покупке автономных очков Oculus GO. В них встроен 5,5-дюймовым дисплей с разрешением 2 560 × 1 440 пикселей и четырехъядерный процессор Qualcomm Snapdragon 821 с 3 ГБ оперативной памяти.
Oculus GO
Вам всё же понадобится смартфон (Android или iPhone) для настройки Oculus GO и установки на них новых программ. Но использовать эти приложения на очках можно уже без помощи компьютера или смартфона. Шлем работает под управлением Android 7.1. Версия с 32 ГБ встроенной памяти стоит 199 долларов, с 64 ГБ — 249 долларов.
Очевидно, стоит обращать внимание на дизайн и вес гарнитуры. Если нет возможности пощупать и надеть устройство перед покупкой, чтобы ощутить его на себе, можно хотя бы почитать отзывы других покупателей.
Если у вас близорукость или дальнозоркость, лучше выбирать устройство с регулятором фокусного расстояния.
Рейтинг лучших очков и шлемов 2019
Существует ряд проверенных ВР-устройств, которые приобрели статус надежности на рынке. При небогатых знаниях о том, что такое очки виртуальной реальности, лучше выбирать из списка. Это уменьшает риск наткнуться на некачественную подделку.
Для смартфона
- VR Box VR 2.0. Популярный и недорогой вариант для телефона с углом обзора 95-100 градусов. Асферические линзы можно подстраивать под нужную резкость для любого пользователя. Также есть регулировка по ширине. Вместе с устройством идет специальный пульт управления для его бесконтактной настройки.
Узнать актуальные цены на VR Box VR 2.0
- Xiaomi Mi VR Play. Другой вариант бюджетной VR-системы для смартфона от известной компании. Модель совместима со всеми iPhone и Android с размерами экрана от 4,7 –5,7 дюйма. Мобильное устройство надежно закреплено при помощи молнии. Это является плюсом по сравнению с моделями, где оно крепится на липучку.
Узнать актуальные цены на Xiaomi Mi VR Play
- Fibrum Pro. Российские производители также хорошо разбираются в очках виртуальной реальности для телефона и том, как они работают. Наглядный пример — эта виар-гарнитура. Гаджет отличается универсальностью и работает со всеми платформами: iOS, Android, Windows Phone.
Узнать актуальные цены на Fibrum Pro
Для ПК
- Oculus Rift. Многим известно, как называются эти очки виртуальной реальности. Это одна из первых моделей, получивших широкую популярность на рынке. Отличительная особенность этого ВР-устройства — отличный трекинг. Оно отслеживает малейшие передвижения в пространстве и передает без задержек. Плюсом также станет относительно небольшой вес 450 грамм.
Узнать актуальные цены на Oculus Rift
- HTC Vive. Наиболее технически продвинутая виар-система на сегодняшний день. Общее разрешение составляет 2160×1080 пикселей (1200×1080 для каждого глаза), а угол обзора — 110 градусов. Как дополнение к очкам идет пара контроллеров для рук. Внешние станции могут отслеживать движения игрока на площади до 4,5 куб.м.
Узнать актуальные цены на HTC Vive
Для консоли
Sony Playstation VR. Этот девайс создан эксклюзивно для игровых консолей Sony PlayStation 4 и PlayStation 4 Pro. Поэтому купить гарнитуру отдельно от приставки не получится. Конструкция имеет дисплей с частотой обновления 90−120 Гц и встроенный микрофон. Единственным недостатком можно считать невысокое разрешение 960 на 1080.
Автономные очки на Android
Oculus Go. Такая гарнитура отличается полной автономностью и не имеет проводов. В нее встроены 4 датчика: акселерометр, гироскоп, магнитометр и датчик присутствия. Кроме того, модель оснащена интегрированными колонками с поддержкой 3D-звучания и микрофоном. Название говорит само за себя. С этим устройством можно узнать, что такое виртуальная реальность и как это работает, в любом месте.
Как выбрать VR очки
Ощущения от пользования зависит напрямую от правильной покупки. Выбор очков виртуальной реальности — задача не самая простая, ведь вариантов много, и стоимость сильно разнится. Цена зависит напрямую от их качества и назначения. Очевидно, что модели для телефонов не могут обеспечить такие же ощущения, как игровые для приставок или ноутбуков. Ценник моделей для мобильных гаджетов варьируется от нескольких сотен рублей до нескольких тысяч. Шлемы для ПК и приставок стоят гораздо дороже, и их покупка обойдется в несколько десятков тысяч.
Очки для смартфона
При покупке для смартфона требуется учесть несколько параметров.
- Тип операционной системы – для iOS или Android, а также их версии.
- Поддерживаемая диагональ.
- Углы обзора – чем они выше, тем больше сможет увидеть пользователь вокруг себя.
- Вес – очки должны быть не слишком тяжелыми изначально, чтобы ими удобно пользоваться. Особенно это касается вариантов для детей. Оптимальное значение без учета веса смартфона – 300-400 грамм.
- Тип управления. Первый вариант — гироскоп, в этом случае пользователь просто вертит головой. Второй вариант — очки с пультом, который управляет перемещением персонажа.
- Важный момент – конструкция. Она должна быть надежной и удобной, сегодня можно найти варианты из картона (самые дешевые) или же из качественного пластика с удобными креплениями и прослойкой, которая смягчит давление устройства на лицо.
- При выборе лучше купить модель, у которой есть возможность использования с наушниками, а не динамиком смартфона.
- Для пользователей, которые имеют проблемы со зрением (дальнозоркость или близорукость) есть смысл купить модель с регулировкой фокусного расстояния.
Совет! Если телефон недостаточно шустрый и тормозит, можно задуматься о приобретении автономных VR с экраном на Андроид, встроенным чипсетом и собственной памятью. Хорошим примером является Oculus Go. Это очки, которые могут работать самостоятельно, единственный нюанс – понадобится смартфон, чтобы настроить данный девайс и скачивать на него новые приложения.
Для ноутбука или приставки
Модели для ноутбука или приставок представлены тремя видами – Oculus Rift, HTC Vive, Sony PlayStation VR. Последний вариант разработан непосредственно для приставок Sony четвертого поколения, и требованием к их использованию является ее наличие.
Первые два варианта требуют наличие ноутбука или ПК на Windows или приставки Xbox One, при этом к ПК предъявляются серьезные требования – от мощного процессора до видеокарты.
Совет! Перед покупкой стоит изучить минимальные требования и сделать вывод о целесообразности покупки, так как ноутбук может просто не справиться с их поддержкой.
Помимо этого, требуется наличие свободного пространства, ведь специальная система отслеживает перемещения игрока. Играть в таком шлеме в маленькой комнате будет очень неудобно. В комплекте также есть джойстики для VR очков или контроллеры, которыми пользователь осуществляет разные действия в игре.
Какие устройства не нужно брать?
Если захотелось проверить, как работают очки виртуальной реальности для телефона, избегайте дешевых. Некачественные устройства пропускают свет внутрь, имеют хрупкий корпус. С подобными недостатками эффект полного погружения в виртуальность будет испорчен. В качественности состоит различие с тем, как работают очки виртуальной реальности для компьютера. Даже недорогие компьютерные гаджеты производятся известными компаниями и имеют соответствующее качество.
Для погружения в виртуальную реальность очки должны соответствовать современным стандартам. До сих пор для покупки доступны устаревшие поколения ВР-систем. К примеру, Oculus Rift dk. Приобретать их следует только четко понимая, что это за VR очки. Их невысокая стоимость вызвана низкими техническими параметрами, которые уступают стандартам новых поколений. Купить гаджет можно, если эти показатели для вас приемлемы.
Низшая ценовая категория (до $20)
Среди очков виртуальной реальности низшей ценовой категории хочется выделить большую популярность Google Cardboard 2.0. Бюджетное, но качественное устройство для первого опыта погружения в виртуальную реальность пользуется спросом у покупателей в качестве подарка на праздник либо сувенира на день рождения.
Крупные компании заказывают индивидуальное брендирование Cardboard для проведения маркетинговых и PR-активностей.
Дизайн
Здесь вы не найдете ничего удивительного. Как правило, девайсы низшей ценовой категории сделаны из пластика или картона. В них используются простейшие линзы, а экраном служит дисплей смартфона. Дёшево и сердито. Классическим примером такого устройства является Google Cardboard.
К слову, компания Google запустила продажи своего устройства виртуальной реальности раньше всех основных конкурентов. Сегодня Cardboard является эталонным устройством в своей ценовой категории. На разработку компании Google равняются многие производители ПО для iOS и Android.
Cardboard привлекает пользователей доступной ценой и минимальным набором функций устройства виртуальной реальности. Однако в эргономике устройство явно проигрывает более дорогим конкурентам.
Цена
Вот тут уже поинтереснее. Стартовая цена начального комплекта всего $5. Более того, некоторые крупные компании или магазины могут раздавать Cardboard своим клиентам совершенно бесплатно. Доступная цена позволяет использовать устройство в массовых мероприятиях или рекламных кампаниях.
Дополнительные расходы
Для полноценной работы Cardboard необходим лишь смартфон. Не самый редкий предмет для 2021 года. Операционная система не играет роли, Cardboard совместим с устройствами на Android и iOS.
Однако в силу некоторых причин Google выпускает обновления своих сервисов Cardboard для iOS с небольшой задержкой.
Портативность
Благодаря продуманной конструкции Google Cardboard складывается в небольшую коробочку, которая немногим превышает размеры футляра для очков. В плане мобильности Cardboard на голову выше всех своих конкурентов. Но всем ли нужна эта мобильность? Ведь большую часть игрового времени мы проводим сидя в удобном домашнем кресле.
Управление
Здесь негативно сказывается та самая мобильность устройства. Пользователь может регулировать направление движения в игре при помощи поворота или наклона головы. Для всего остального управления выделена лишь одна небольшая кнопка. Этого катастрофически не хватает для полноценного погружения в игровой мир.
Доступность на рынке
Дешевизна устройства определяет его доступность на рынке. Помимо Google Cardboard пользователи смогут приобрести его многочисленные аналоги. Пускай подобные устройства недолговечны, но вы всегда сможете приобрести замену разбитому или потерянному девайсу.
Данные устройства доступны пользователями по весьма интересной цене — до 20$. Они совместимы с Android и iOS-смартфонами и работают со всеми сервисами Google Cardboard, включая просмотр видеороликов в формате виртуальной реальности.
Google Cardboard V1
Первая версия очков виртуальной реальности от компании Google. Данное устройство сложнее собрать, оно не поддерживает смартфоны с большой диагональю дисплея. Не все смартфоны поддерживают элементы управления Google Cardboard V1 (оно построено на использовании специальной магнитной кнопки).
Главным плюсом устройства является его цена — примерно $5. Первая версия Cardboard вполне подойдет для использования в менее интерактивных приложениях (виртуальные туры и просмотр видео).
Весит устройство немногим меньше своего более современного аналога. А вот линзы в Cardboard V1 заметно хуже — 25 мм, угол обзора — 90 градусов.
Google Cardboard 2.0
В последней версии своего устройства специалисты из Google улучшили эргономику. Google Cardboard 2.0 поддерживает телефоны нестандартных размеров и имеет встроенную кнопку на верхней части устройства.
Помимо этого, инженеры упростили процесс сборки очков виртуальной реальности. Однако сам материал устройства всё так же никак не обработан. Плотный картон хорошо впитывает пот. Это может стать серьезной причиной для дискомфорта во время длительного использования устройства. Средняя стоимость Google Cardboard 2.0 — $15. Это делает устройство идеальным вариантом для тех, кто хочет впервые испытать устройство виртуальной реальности.
Некоторые компании уже начали продажи Cardboard 2.0 под своими брендами. Вес Cardboard напрямую зависит от используемого смартфона (само картонное устройство почти не ощущается на голове). В стандартный комплект входят линзы (34мм), которые расширяют углы обзора до 100 градусов.
Color Cross
Ещё один доступный вариант покупки. Обладает не самым приятным внешним видом. Однако по эргономике заметно опережает большинство конкурентов в своей ценовой категории. Поддерживает смартфоны с диагональю от 4 до 5,7 дюймов. Пользователь сможет настроить линзы Color Cross под себя.
Средняя цена — $15, вес устройства ~ 200 грамм.
Ritech 3D Glasses
Устройство выполнено из твердой пластмассы. Поддерживается использование мобильных устройств с диагональю дисплея от 3,5 до 5,6 дюймов. Средняя цена — $12. Устройство не имеет внешних элементов управления, что не критично для просмотра видео.
Однако для игр или иных интерактивных приложений пользователю необходимо будет купить отдельный джойстик. Ritech 3D Glasses поддерживает корректировку расстояния между линзами.
Вес устройства без смартфона — 250 грамм.
VR Polarized 3D Glasses II
Устройство поддерживает телефоны с большой диагональю дисплея. Однако из описания на сайте продавца непонятно, поддерживает ли VR Polarized 3D Glasses II настройку линз.
Средняя цена — $12. Вес — 400 грамм.
Sali EVA 3D Glasses
Обладает самым милым дизайном. По конструкции — полная копия Google Cardboard V1. Однако в конструкции Sail EVA 3D Glasses используются более прочные и легкие материалы. Средняя цена — $12. Устройство не поддерживает настройку линзы или элементов конструкции.
Purple EVA 3D Glasses
Устройство очень похоже на Sali EVA 3D. Отличается некоторыми элементами конструкции и их цветами. Средняя цена — $12.
Hasbro My3D Viewer
Устройство Hasbro My3D Viewer обладает интересными дизайном, непохожим на основных конкурентов. Устройство работает исключительно с iPhone и iPod (до версии 4G).
Для работы с Hasbro доступно не так много приложений, как хотелось бы. Средняя цена — $10. Цены на устройство заметно снизились после закрытия официального сайта производителя.
PU Leather and Microfiber 3D Glasses
Идеальное устройство для любителей девайсов с необычным дизайном и материалом конструкции.
Корпус устройства выполнен из приятной по тактильным ощущениям искусственной кожи и микрофибры. Во всем остальном это полная копия Google CardBoard V1. Средняя цена — $10.
Woody 3D Glasses
Ещё один представитель устройств, выполненных из необычных для подобных устройств, материалов. Деревянный аналог Google CardBoard V1. Средняя цена — $12.
VR Fold
Очень легкое складное устройство. Пользователь может настраивать линзы VR Fold, а в сложенном виде устройство помещается в ладони. Устройство продается в красном и фиолетовом вариантах расцветки. Средняя цена — $10. Вес VR Fold — всего 76 грамм.
Baofeng Small Mojing
Ещё одни очень легкие очки виртуальной реальности из Китая. На этот раз от компании Baofeng Moging. Устройство складывается. В комплекте с очками идет футляр для переноски.
Средняя цена — $15. В продаже доступны устройства голубого, фиолетового, оранжевого и черного цветов. Вес устройства — 40 грамм. Угол обзора — 90 градусов.
Homido Mini
Самое компактное устройство на рынке очков виртуальной реальности от французского компании Homido.
Средняя цена — $15. Данные очки складываются. Чехла для переноски в комплекте нет. Вес устройства ~ 15 грамм.
Karas 3D
Цветной корпус устройства выполнен в минималистичном дизайне. Средняя цена — $15. Очки поддерживают работу со смартфонами с диагональю экрана от 4 до 5,8 дюймов. Вес устройства — 225 грамм.
Archgon VRock
Складываемый аналог Google Cardboard. Поддерживается работа со смартфонами с диагональю дисплея от 4,2 до 5,2 дюймов. Не подходит для использования с iPhone 6.
Конструкция очков обеспечивает быстрый доступ к экрану смартфона. Средняя цена — $20. Устройство также доступно в черной расцветке корпуса. Вес устройства — 96 грамм.
C1-Glass from Google Tech
Удобное и простое в использовании устройство. Для управления очками наличие джойстика необязательно (можно нажимать на экран смартфона). Средняя цена — $18.
Очки доступны в зелёном, белом и красном цветах. Вес очков 28 грамм. Угол обзора — 90 градусов.
Какие существуют аксессуары для очков?
Управлять игровым процессом можно мышью. Но гораздо интереснее взаимодействовать с симуляцией при помощи контроллеров. Как работают виртуальные очки вместе со специальными джойстиками? Игра приобретает интерактивность, а игрок перестает быть простым наблюдателем. Огромным плюсом является и то, что человек не сидит на месте в процессе. Так можно решить проблему с затекшими мышцами и общей усталостью тела.
Перчатки
Самый чувствительный к движению аксессуар — перчатки. Что это для виртуальных очков? Датчики в таком контроллере находятся не только на руках, но и на пальцах. Поэтому управлять игровым процессом можно с максимальным удобством. Но стоимость этого приобретения нельзя назвать маленькой.
Джойстики
Джойстики отличает доступная цена. Очки виртуальной реальности, как и их применение, станут более многогранными по функциям с контроллерами. Любые джойстики можно подключить к ВР-системе. Но актуальными являются те, которые оснащены датчиками отслеживания в пространстве, как Oculus Touch.
Джойстики для смартфонов
Телефонные очки виртуальной реальности по принципу работы немного отличаются от компьютерных. В смартфоне функция сенсорного управления становится недоступна после закрепления. Поэтому внешние пульты или джойстики становятся обязательными. Покупая аксессуар, обратите внимание на емкость аккумулятора. Нелишним будет также проверить, поддерживается ли беспроводное подключение.
Топ перчаток и геймпадов
Среди перчаток стоит выделить такие модели, как:
- CaptoGlove;
- MANUS VR.
А из ПК-контроллеров популярностью пользуются эти аксессуары:
- Razer Hydra PC;
- Oculus Touch;
- Контроллер для Xbox One.
Для смартфонов оптимальным выбором будут:
- POWER A MOGA Pro Power;
- Samsung Smartphone Gamepad;
- SUNNYPEAK Wireless Bluetooth Gamepad.
Покупать перчатки для недорогого ВР-гаджета на мобильное устройство не стоит. Преимуществом того, как работают очки виртуальной реальности для телефона, можно назвать их простоту. Но дополнительные аксессуары на ПК никогда не будут лишними.
Средняя ценовая категория (от $20 до $140)
В отличие от Google Cardboard и его многочисленных аналогов, устройства средней ценовой категории имеют в запасе множество дополнительных функций. Они уже не похожи на смешной чехол для смартфона (без обид, Google Cardboard).
Устройства данного класса могут быть оснащены собственным дисплеем, дополнительными элементами управления и сенсорами. Самый типичный представитель устройств виртуальной реальности средней ценовой категории — Gear VR от южнокорейской компании Samsung.
Функциональность устройств данной ценовой категории может значительно отличаться.
Цена
За подобные устройства пользователю придется отдать от $20 до $140. Поверьте, эти деньги вы потратите не зря. Производители данных устройств тщательно следят за своими продуктами. Gear VR получает постоянные обновления, которые улучшают работу устройства.
Увеличенная цена позволяет использовать продвинутые технологии производства линз (устройства от Zeiss) и вводить новые элементы управления (устройства от Homido). Некоторые комплекты смартфонов Samsung могут продаваться с бесплатным Gear VR.
Дополнительные расходы
Использование данных устройств виртуальной реальности подразумевает наличие флагманских смартфонов. Вполне логично, ведь функционал и графическая составляющая Gear VR заметно отличается от доступного Google Cardboard.
Портативность
На первый взгляд, устройства средней ценовой категории являются золотой серединой. Они вполне себе портативны, и в то же время предлагают пользователю широкую функциональность использования.
Однако реалистичность виртуального изображения или быстрая смена кадров может вызвать головокружение. К тому же для полноценного переноса пользователя в виртуальную реальность необходимо использовать внешние камеры, которые будут отслеживать перемещения объекта в пространстве.
Возможно, в будущем эта потребность исчезнет, и для полноценного переноса пользователя будет достаточно лишь камеры смартфона.
Управление
Методы управления зависят от конкретной модели устройства. В некоторых девайсах оно попросту отсутствует. Другие ограничиваются простейшей системой из двух кнопок. Самой удачной, на наш взгляд, системой управления оснащен Gear VR. В устройстве от Samsung используется специальный трекпад.
Пользователи могут попробовать подключить смартфон к устройству виртуальной реальности и использовать его как джойстик. Однако эта система управления пока ещё нестабильна.
Доступность на рынке
Самым доступным вариантом в средней ценовой категории является Gear VR. После периода бурного ажиотажа, когда устройства были куплены в считанные часы, Gear VR приобрести довольно легко. В скором времени в продаже должны появиться похожие устройства от LG и Google.
Уже сейчас для Gear VR доступно множество игр, приложений и небольших видеороликов, которые демонстрируют возможности системы. Цены на ПО для Gear VR немногим превышают стоимость похожих продуктов для Android или iOS ($5-$10).
Данные устройства предлагают пользователю расширенную функциональность и удобство за вполне демократичную стоимость. Они работают с Android и iOS-устройствами и совместимы с приложениями, которые используют технологии Google Cardboard.
BoboVR Z3
Доступное устройство из Китая. Средняя цена — $21. Поддерживает работу со смартфонами с диагональю дисплея от 4 до 6 дюймов. BoboVR Z3 имеет функцию использования в качестве очков дополненной реальности.
В устройство встроены функции настройки линз и охлаждения. В комплекте с очками идет беспроводной джойстик. Вес — 280 грамм. Угол обзора — 95 градусов.
JHB 3D Glasses
Корпус очков выполнен в черно-зелёной расцветке. Устройство поддерживает работу со смартфонами с диагональю экрана от 4 до 5,6 дюймов.
Средняя цена — $25. Главной особенностью устройства является набор настраиваемых широких (40 мм) линз. Вес устройства — 225 грамм.
Gmyle
Производителем данного устройства является американская компания Gmyle. Средняя цена — $25. Конструкцией устройства предусмотрена регулировка линз.
Поддерживается работа со смартфонами с диагональю дисплея от 3,5 до 5,6 дюймов. В комплект устройства не входит беспроводной элемент управления. Его необходимо покупать отдельно. Вес устройства — 400 грамм. Угол обзора — 100 градусов.
GYD VR Headset
Средняя цена — $23. Поддерживается работа со смартфонами с диагональю дисплея от 4 до 5,7 дюймов. Устройство оборудовано функциями настройки линз, надежным креплением для смартфона и мягкой прослойкой между лицом пользователя и очками.
В комплект устройства не входит беспроводной элемент управления. Его необходимо докупать отдельно. Вес очков — 340 грамм.
Powis
Устройство обладает необычным для очков виртуальной реальности дизайном. Средняя цена — $30. Устройство совместимо с приложениями Google Cardboard.
В Powis встроены довольно интересные функции — регулировка линз и охлаждение. Поддерживается работа со смартфонами с диагональю дисплея до 6,5 дюймов. Вес устройства — 140 грамм. Угол обзора — 90 градусов.
Ritech Riem II
Устройство Ritech Riem II выполнены из прочного пластика. В качестве подкладки используется мягкая ткань. Средняя цена — $20. Пользователю доступна регулировка линз очков виртуальной реальности.
В комплекте с устройством идёт беспроводной пульт управления. Поддерживается работа со смартфонами с диагональю дисплея от 3,5 до 6 дюймов. Вес — 190 грамм. Угол обзора — 68 градусов.
Ritech Riem III
Обновленная версия предыдущего устройства. Средняя цена — $20. Пользователь может регулировать настройку линз Ritech Riem III. На корпусе устройства появилась кнопка управления.
В комплект очков виртуальной реальности входит беспроводной джойстик. Поддерживается работа со смартфонами с диагональю дисплея от 3,5 до 6 дюймов.
View-Master
Компании Mattel удалось выпустить яркое устройство, которое полностью совместимо с со всеми сервисами Google Cardboard (включая просмотр интерактивных видеороликов на Youtube).
Помимо этого, устройство способно работать с собственными разработками Mattel (необходимый для работы пакет обойдется пользователям в дополнительные $15). Средняя цена — $30. Пользователю недоступна регулировка линз устройства. Угол обзора — 98 градусов.
Dscvr
Совместимое с сервисами Google Cardboard устройство с сенсорной кнопкой управления и силиконовыми заглушками для смартфона. Поставляется в комплекте с чехлом для переноски. Пользователям Dscvr недоступна настройка линз устройства.
Пластиковый корпус очков виртуальной реальности Dscvr не боится грязи. Поддерживается работа со смартфонами с диагональю дисплея от 4 до 6 дюймов. Устройство доступно в нескольких цветовых вариантах — голубой, красный, оранжевый, зеленый и черный цвета. Средняя цена — $35. Вес — 260 грамм. Угол обзора — 96 градусов.
Iwown VR G1
Данное устройство поддерживает работу со смартфонами с диагональю дисплея от 4 до 6 дюймов. Средняя цена — $35. Очки виртуальной реальности Iwown VR G1 оборудованы качественными линзами.
В устройстве отсутствует система охлаждения (может произойти запотевание линз). На корпусе Iwown VR G1 нет никаких элементов управления. Однако в комплекте с очками виртуальной реальности идёт пульт беспроводного управления. Вес устройства — 400 грамм. Угол обзора впечатляет — 110 градусов.
Unicorn VR
Корпус устройства выполнен из прочного пластика. Пользователям Unicorn VR доступна функция настройки линз устройства. Средняя цена — $38. Вес — 380 грамм.
Shinecon
Устройство от китайского производителя с продвинутой функцией регулировки линз. Очки виртуальной реальности Shinecon доступны в черном и белом цветах.
Средняя цена — $30. Поддерживается работа со смартфонами с диагональю дисплея от 4 до 6 дюймов. Вес устройства — 380 грамм.
Viewbox
В конструкции своих очков виртуальной реальности шведская компания Evomade применила необычный материал — синтетический каучук. Изначально проект начинался со сбора денег на сервисе Kickstarter.
Поддерживается работа со смартфонами с диагональю дисплея от 3,5 до 6,7 дюймов. Пользователям Viewbox доступна функция настройки линз устройства. Средняя цена — $40. Угол обзора — 90 градусов.
VR Box 3D
Поддерживается работа со смартфонами с диагональю дисплея от 4,7 до 6 дюймов. Доступна функция регулировки линз под размер экрана. Вес — 350 грамм. Средняя цена — $30.
VR Box 2
Обновленная версия VR Box 3D. Поддерживается работа со смартфонами с диагональю дисплея от 4,7 до 6 дюймов. Доступна функция регулировки линз под размер экрана. Вес — 350 грамм. Угол обзора — 100 градусов. Средняя цена — $40.
Davyci
Очки виртуальной реальности с современным дизайном. В комплекте отсутствует джойстик. Пользователям Davyci доступна функция настройки линз устройства. Средняя цена — $40. Вес — 414 грамм.
VRSmartView
Очки виртуальной реальности от австралийской компании Phenomec. Поддерживается работа со смартфонами с диагональю дисплея от 4,7 до 5,7 дюймов.
В устройстве используется продвинутая система линз, которую можно регулировать (ширина 37 мм). Средняя цена — $45. Корпус устройства выполнен из легкого пластика. Угол обзора — 110 градусов.
AntVR
Очки виртуальной реальности открытого типа от китайского производителя. Поддерживается работа со смартфонами с диагональю дисплея от 4,5 до 6 дюймов. Средняя цена — $40.
Открытая конструкция устройства обеспечивает быстрый доступ к смартфону. Вес 160 грамм. Угол обзора — 100 градусов.
Yay 3D Viewer
Ещё одна модель с отрытой конструкцией. Особенностью данной модели является совместимость с планшетами.
Средняя цена — $50. Производители устройства заявляют о широких углах обзора и поддержке смартфонов и планшетов с HD-дисплеями. Вес — 84 грамм.
VR Kix
Очки виртуальной реальности с возможностью регулирования линз и мягкой подкладкой. Поддерживается работа со смартфонами с диагональю дисплея от 3 до 6 дюймов.
Средняя цена — $55. В комплект устройства не входит пульт дистанционного управления. Его необходимо покупать отдельно.
Lakento MVR
Очки виртуальной реальности с функцией регулирования линз устройства. Поддерживается работа со смартфонами с диагональю дисплея от 4 до 6 дюймов. Средняя цена — $55.
VRoid
Очки виртуальной реальности от корейского производителя. Размеры устройства позволяют работать с крупными смартфонами, например, с iPhone 6s Plus. В устройстве используется система линз, которую можно регулировать.
Средняя цена — $85. Конструкция очков виртуальной реальности VRoid предусматривает использование двух лотков для смартфонов разного размера (оба идут в комплекте). Вес — 307 грамм. Угол обзора — 100 градусов.
SimpleVR
Очки виртуальной реальности с функцией регулирования линз устройства. Поддерживается работа со смартфонами с диагональю дисплея от 4,5 до 6 дюймов. Средняя цена — $65. Вес 220 грамм.
Mirror Storm
Очки виртуальной реальности с функцией регулирования линз устройства. Расстояние линз регулируется до 53-72 см. Работа со смартфонами от 4 до 6 дюймов. Средняя цена — $40. Вес — 356 грамм.
Baofeng Mojing 2
Очки виртуальной реальности от китайского производителя. Улучшенная версия Mirror Storm. Расстояние линз регулируется до 58-70 см.
Губчатый материал покрытый мягким кожезаменителем. Поддерживается работа со смартфонами с диагональю дисплея от 4,7 до 6 дюймов. Средняя цена — $50.
Baofeng Mojing 3
Очки виртуальной реальности от китайского производителя. Поддерживается работа со смартфонами с диагональю дисплея от 4,7 до 6 дюймов.
Средняя цена — $60. Помимо основной функциональности устройство способно работать в качестве очков дополненной реальности. В устройстве используется регулируемая система линз. Очки совместимы с Google CardBoard. Вес — 420 грамм. Угол обзора — 98 градусов.
Baofeng Mojing 4
Обновленная версия предыдущей модели. Поддерживается работа со смартфонами с диагональю дисплея от 4,7 до 6 дюймов. В комплекте с очками виртуальной реальности поставляется пульт дистанционного управления.
Доступна функция регулировки расстояния между окулярами устройства. Некоторые сомнения вызывает пластиковое крепление. Многим оно может показаться неудобным. Средняя цена — $80. Вес — 420 грамм. Угол обзора — 98 градусов.
Ling VR
Данное китайское устройство сразу выделяется среди всех конкурентов своим необычным дизайном. Поддерживается работа со смартфонами с диагональю дисплея от 5 до 5,5 дюймов.
Доступна функция регулировки линз устройства. В комплекте с очками виртуальной реальности идет беспроводной джойстик. Средняя цена — $55. Вес — 355 грамм. Угол обзора — 90 градусов.
Ling VR 1S
В этой версии разработчики исправили недостатки прошлой версии. Например, непрочное крепление смартфона и запотевание линз при длительном использовании. Средняя цена — $60. Вес — 355 грамм. Угол обзора — 90 градусов.
Durovis Dive
Durovis Dive 5 является одним из первых устройств своего типа на рынке очков виртуальной реальности. Цена на сайте компании — $57. На Amazon — $80. Устройство полностью совместимо с Google CardBoard.
Durovis Dive 7 позволит пользователю применять в качестве дисплея устройства с диагональю экрана вплоть до 7 дюймов. Стоимость обновленной версии устройства составляет $102.
Вес — 320 грамм. Угол обзора — 90 градусов.
Snail VR
Новинка от китайского производителя. В короткие сроки устройство Snail VR получило восторженные отзывы многих пользователей. Помимо основной функциональности устройство можно использовать в качестве очков дополненной реальности.
Пользователю Snail VR доступна продвинутая система настройки линз. Поддерживается работа со смартфонами с диагональю дисплея от 4,7 до 6 дюймов. В комплекте с очками виртуальной реальности поставляется джойстик. Средняя цена — $75. Вес — 275 грамм. Угол обзора — 96 градусов.
Vrizzmo
Интересное устройство от польских разработчиков. С помощью уникальной технологии инженеры компании-производителя добились расширения угла обзора до 105 градусов.
Устройство совместимо с Google CardBoard и собственными разработками. Поддерживается работа со смартфонами с диагональю дисплея от 4,5 до 5,7 дюймов. Средняя цена — $70. Вес — 270 грамм. Угол обзора — 105 градусов.
Homido
Довольно популярное в кругах любителей виртуальной реальности устройство. Доступна функция регулировки линз устройства. Элементы управления необходимо докупать отдельно.
Устройство совместимо с Google Cardboard и собственными разработками. Поддерживается работа со смартфонами с диагональю дисплея от 4 до 5,7 дюймов. Средняя цена — $80. Вес — 250 грамм. Угол обзора — 100 градусов.
Freefly VR
Поддерживается работа со смартфонами с диагональю дисплея от 4,7 до 6,1 дюймов. Специальная система линз увеличивает угол обзора.
Средняя цена — $85. В комплект поставки входит джойстик. Вес ~ 340 грамм. Угол обзора — 120 градусов.
Playglass
Устройство от китайских разработчиков. Поддерживается работа со смартфонами с диагональю дисплея от 4 до 6 дюймов. Средняя цена — $70. Вес — 200 грамм.
Merge VR
Очки виртуальной реальности от американской компании Merge Labs. Корпус устройства выполнен из мягкого материала и имеет две кнопки управления.
Средняя цена — $110. Blutooth-джойстик в комплект поставки очков не входит. Доступна функция регулировки линз устройства. Вес — 400 грамм. Угол обзора — 90 градусов.
Glaxxes M2
Устройство от китайских разработчиков. Поддерживается работа со смартфонами с диагональю дисплея от 4,7 до 6 дюймов.
Средняя цена — $90. Вес — 280 грамм. Угол обзора — 98 градусов.
Noon VR
Достаточно новое устройство на рынке. Поддерживается работа со смартфонами с диагональю дисплея от 4,7 до 5,5 дюймов. Доступна функция регулировки линз устройства.
Управление осуществляется с помощью сенсорных кнопок. Средняя цена — $95. Устройство подразумевает работу с собственными сервисами (просмотр видеотрансляций в прямом эфире).
Pinc VR
Многообещающее устройство от канадских разработчиков. В скором времени появится на рынке.
Средняя цена — $80. Для управления устройством используется система сенсорных клавиш. Угол обзора — 100 градусов.
Cmoar
Интересное устройство от польских производителей. На корпусе Cmoar имеется набор кнопок для управления очками виртуальной реальности. Помимо основной функциональности устройство можно использовать как очки дополненной реальности.
Поддерживается работа со смартфонами с диагональю дисплея от 4 до 5,7 дюймов. Продвинутая система линз (48 мм) обеспечивает широкий угол обзора — 105 градусов. Средняя цена — $110.
Go4D VR
Новая версия устройства от Google Tech. Средняя цена — $115. Доступна функция регулировки линз устройства. Поддерживается работа со смартфонами с диагональю дисплея от 4 до 6 дюймов. Угол обзора — 70 градусов.
Samsung Gear VR
Устройство, которое заложило стандарты производства очков виртуальной реальности. Совместимо лишь с флагманскими смартфонами от Samsung.
На корпусе устройства имеются необходимые для управления кнопки. Доступна функция регулировки линз устройства. Средняя цена — $100. Вес — 340 грамм. Угол обзора — 96 градусов.
Altergaze
Интересная модель. Каждая из пяти её составных частей может быть напечатана на 3D-принтере. Средняя цена — $140.
Virglass
Высокотехнологичная разработка китайских инженеров. Поддерживается работа со смартфонами с диагональю дисплея от 4,5 до 6 дюймов.
Доступна функция регулировки линз устройства. Средняя цена — $100. Вес — 360 грамм. Угол обзора — 68 градусов.
Zeiss VR One
Устройство от знаменитого производителя линз и оптики — Zeiss. Поддерживается работа со смартфонами с диагональю дисплея от 4,7 до 5,2 дюймов. Помимо основной функциональности устройство можно использовать как очки дополненной реальности. Для работы требуется отдельный джойстик.
С помощью лотков разного размера устройство может работать с широким рядом смартфонов. Средняя цена — $130. Угол обзора — 100 градусов.
Fibrum
Устройство от отечественных разработчиков. Поддерживает смартфоны с диагональю экрана от 4 до 6 дюймов. Специальная конструкция линз не требует никаких дополнительных настроек, отличная картинка доступна людям со зрением от -5 до +5 диоптрий и астигматизмом.
Средняя цена — $120. В устройстве отсутствует функция регулирования линз. Вес — 120 грамм. Угол обзора — 110 градусов.
XionVR Go
Лучшее устройство виртуальной реальности по версии Consumer Electronic Show 2015. Поддерживается работа со смартфонами с диагональю дисплея от 4 до 6 дюймов.
В устройстве присутствует функция регулирования каждой линзы. Джойстик продается отдельно. Очки виртуальной реальности продаются с подпиской на специальный сервис Alter Space.
Как подключать и во что играть?
Способ подключения зависит от того, к чему необходимо подключить устройство. Смартфоны вставляются в корпус гаджета, а к компьютеру и консоли подключение происходит через разъемы. Инструкция о том, как применять очки виртуальной реальности и как это работает, всегда идет в комплекте. Настроить работу гарнитуры следуя советам не составит проблем.
Не все игры поддерживают виар. Геймеры нередко задаются вопросом, есть ли и как называется для очков виртуальной реальности то или иное приложение. Список ниже не является полным, но содержит наиболее популярные варианты игр для ВР.
Для компьютера:
- Arizona Sunshine;
- Doom VFR;
- Keep Talking and Nobody Explodes;
- Skyworld;
Для приставки:
- The Playroom VR;
- Call of Duty: Infinite Warfare Jack Assault VR;
- Arizona Sunshine;
- RESIDENT EVIL 7 biohazard.
Для телефона:
- Hunters Gate;
- Need for Speed: No Limits VR;
- VR Space: The Last Mission;
- Augmented Empire.
Преимущества и недостатки виртуальных очков
Можно перечислить несколько полезных функций очков виртуальной реальности:
- Взаимодействие с играми выходит на абсолютно новый уровень. Передвижение по нарисованному миру воспринимается, как настоящее, VR-шлем позволяет перенестись в древнюю эпоху или на другую планету и испытать новые яркие эмоции.
- Развиваются скорость реакции и нестандартное мышление. Виртуальная реальность вынуждает игрока быстрее адаптироваться к меняющейся обстановке, причем навык частично переходит и в повседневную жизнь.
- VR-очки помогают снять стресс и как следует отвлечься от будничных проблем. Пользователь всеми органами чувств воспринимает другую реальность и временно забывает о повседневных тревогах и неурядицах.
Вместе с тем у очков VR есть и определенные минусы. К ним можно отнести:
- возможный стресс при прохождении шутеров и стрелялок в жанре экшна и хоррора — стрельба, взрывы и неожиданные нападения монстров воспринимаются вполне настоящими;
- риск чрезмерно увлечься играми и фильмами, виртуальные очки не хочется снимать, а это может негативно отразиться на обычной жизни;
- возможную головную боль и усталость глаз при слишком частом использовании девайса, особенно если VR-шлем прилегает недостаточно плотно и причиняет хотя бы легкий дискомфорт.
VR-очками не рекомендуется слишком увлекаться, это может негативно отразиться на самочувствии и нервной системе
Недостатком современных VR-гаджетов можно считать и их высокую стоимость.
Применение очков виртуальной реальности
Очки виртуальной реальности — что это? Простое развлечение? Большинство геймеров думает так, но область использования виртуальной реальности очень широка. Виар-технологии постепенно внедряются во все сферы жизнедеятельности человека: рекламу, образование, строительство.
Обучение специалистов
Симуляции для будущих медработников помогают им освоить рабочие навыки на практике. Особенно это касается хирургической области. Также виртуальные очки по принципу работы подходят для обучения военнослужащих, водителей, пилотов.
Дизайн интерьера, строительство зданий
Виртуальная реальность отлично подходит для создания интерьерных решений. Многие дизайнерские студии сегодня используют VR-технологии. Клиенту предлагается самостоятельно посетить квартиру своей мечты из будущего. Таким же образом можно наложить изображение здания на пустое пространство.
Бизнес, маркетинг, торговля в сети интернет
Искусство продаж всегда первым вбирает в себя новейшие тенденции. Люди начинают узнавать про очки виртуальной реальности и то, как они работают. В связи с этим компании все чаще выпускают рекламные ролики в VR. Достоинство способа в высокой степени его убедительности, достигаемой за счет реалистичного 3D-изображения.
Дистанционное управление объектами и устройствами
Потенциал устройств виртуальной реальности безграничен. VR-шлемы сегодня используются для дистанционного управления роботами и машинами. Расстояние, с которого можно управлять объектами, достигает сотни километров.
Управлять дронами
Некоторые беспилотники действительно поддерживают технологию управления в виар. Применение эта функция находит в сельском хозяйстве, а также других отраслях промышленности. Современные модели дронов сразу идут в комплекте с необходимой ВР-гарнитурой. Такие новинки связывают с четвертой промышленной революцией.
Контролирование военной техники
AR и VR устройства способны управлять танками и беспилотной техникой. Дополненная реальность удобна тем, что может выводить на экран текущие показатели техники, цели операции. Таким образом, AR-очки постепенно переходят из видеоигр в реальность.
Виртуальная реальность нашла яркий отклик в обществе. Сегодня она внедряется всюду — от военных тренажеров до рекламы диванов. Вероятно, в скором времени VR может стать таким же привычным делом, как смартфоны.
Перспективы развития
Чаще всего виртуальную реальность применяют в игровой индустрии. Сейчас она становится все более востребованной и доступной, ее внедряют в:
- обучающие методики – особенно в медицинской и военной отрасли, водителям и пилотам;
- дизайн и строительство – клиенту предоставлена возможность покупки недвижимости с помощью VR, посещения будущего дома/квартиры, создание планировки и дизайна в виртуальном режиме;
- бизнес и торговля – реклама воспринимается ярче и интересней;
- управление на расстоянии – машины, бытовая техника («умный дом»);
- управление дроном – особенно в промышленной и хозяйственной областях;
- контроль военной техники.
Виртуальная реальность прочно закрепилась в обществе. Сейчас она захватывает все больше сфер и областей.