Фреон – инертный газ, без запаха. При атмосферном давлении он закипает при температуре ниже нуля. Но компрессор создает такое давление, что хладагент конденсируется в жидкость, выполняет обогрев контуров, до того, как снова превратится в газ в испарителе. Процесс охлаждения камер требует определенное количество хладагента. Утечка уменьшает производительность аппарата по холоду. Задача мастера, обнаружить в каком месте вытек фреон из холодильника, устранить свищ и закачать новую порцию хладагента.
Признаки утечки фреона в холодильнике
Недостаточное количество фреона нарушает тепловой баланс, использует на испарение меньше тепла. Причина утечки хладагента из холодильника почти всегда происходит из-за нарушения инструкции по эксплуатации:
- Неправильная транспортировка холодильника, погрузка и установка с резкими рывками может привести к разрушению сварочных швов.
- Ускорение разморозки с механическим отделением льда с помощью ножа или вилки может привести к повреждению трубок в морозилке.
- Редкая разморозка, скопление льда, таяние его у двери способствуют ржавлению трубок в обогревающем контуре. Свищи образуются внизу, где влага просачивается через уплотнение.
- Естесственное старение материала, коррозия.
- Заводской брак.
Если фреона в холодильнике не хватает, компрессор будет работать, не останавливаясь, а в камере будет тепло. Определить точно, как утечку, так и другие неисправности может специалист с нужным оборудованием. Сходные признаки могут быть при неплотно закрытой двери, нарушении целостности прокладок.
Чтобы самостоятельно определить, есть ли фреон в холодильнике, следует разморозить и высушить аппарат. Если после того, как его включат, холод в камерах не набирается, конденсаторная решетка холодная — фреон вытек. Что делать? Нужна заправка.
Порядок выполнения работ по замене фреона
Прежде чем приступать к замене хладгента, необходимо убедиться, что под рукой есть все необходимые инструменты и материалы для проведения работ.
Шаг #1 – диагностируем проблему самостоятельно
Хладагенты не горят, но их отсутствие или недостаточное количество в системе может вызвать досрочный износ и повреждение других деталей.
Кроме того, нарушение заданного теплообмена приведет к тому, что в холодильнике станет слишком тепло, продукты будут портиться, появится неприятный запах и т.п. Поэтому важно научиться оперативно определять признаки утечки и устранять их.
Наличие снега внутри холодильной камеры может быть признаком неисправности, особенно если после разморозки снежная шапка появляется снова
Вот моменты, на которые стоит обратить пристальное внимание:
- температура внутри камеры слишком высокая;
- заметно сократились перерывы в работе двигателя;
- компрессор работает непрерывно;
- внутри устройства появляется конденсат;
- от холодильника исходит неприятный запах, не связанный с наличием испорченных продуктов;
- испаритель покрывается снежной шапкой или льдом и т.п.
Иногда утечку можно обнаружить сразу же. При неаккуратном удалении льда с испарителя трубку контура можно случайно проткнуть.
В результате из узкого отверстия станет выходить газ с характерным шипением. Если обратить внимание на этот момент, можно быстро устранить неисправность.
Коррозия корпуса может быть признаком недостатка хладагента в контуре: внутри камеры повышается температура, скапливается конденсат, влага воздействует на металл, появляется ржавчина
Шаг #2 – подготовительные работы перед заменой
Перед началом ремонтных работ, разумеется, холодильник следует отключить от электропитания. Все обогревательные приборы и источники открытого огня следует выключить или убрать подальше от места, где выполняется заправка фреоном.
Электроаппаратура, которая будет использоваться во время ремонта, должна быть заземлена в соответствии с инструкцией по эксплуатации.
При проведении пайки следует также позаботиться о пожарной безопасности. Хотя фреон и не опасен для людей, все же комнату во время проведения, а также по окончании работ лучше проветрить.
Прежде всего нужно обязательно отключить холодильник от сети и приготовить весь набор необходимых инструментов
Перед началом ремонта не помешает найти и перечитать инструкцию по эксплуатации холодильника, чтобы учесть особенности конкретной модели. Выполняя заправку холодильника фреоном, следует ориентироваться на сведения, указанные на бирке, а также на метки на заправочном цилиндре.
Шаг #3 – удаляем остатки хладгента
Перед тем, как закачивать газ в систему, нужно удалить из нее оставшийся внутри хладагент. Для этого нужно найти фильтр-осушитель, его зажимают с помощью игольчатого захвата.
После этого в фильтре проделывают дыру на участке из меди. Поврежденный таким образом элемент придется в дальнейшем заменить новым.
При заправке хладагентом фильтр-осушитель будет поврежден, его придется заменить новым исправным элементом. Кроме того, понадобится распаять контур и установить дополнительные клапана
Место под пайку клапана лучше приготовить заранее. Его нужно вынуть из штуцера и обрезать лишнюю длину. Затем клапан рекомендуется сразу припаять к компрессору.
После того, как из системы выйдут остатки хладагента, нужно будет продуть все трубы с помощью азота. Это позволит вывести из контура влагу, которая туда, возможно, попала.
Для закачки газа в рабочий контур холодильника устанавливается клапан Шредера, исключающий отток фреона в обратном направлении.
Не следует использовать для таких работ баллоны, в которых давление газа превышает 6 атмосфер, так можно повредить систему. Сведения о внутреннем давлении обычно указаны на емкости.
Если баллона с подходящими характеристиками не имеется, нужно подавать газ в систему с помощью понижающего редуктора.
На баллоне с хладагентом указана марка фреона, а также рабочее давление. Если газ внутри сжат более чем до шести атмосфер, нужно использовать понижающий редуктор
Систему нужно продувать в течение примерно 10-15 минут. После этого вентиль на игольчатом захвате перекрывают и обрезают фильтр рядом с капиллярной трубкой.
Затем необходимо выполнить продувку контура еще раз. По окончании продувки нужно установить новый осушительный фильтр вместо использованного.
Сделать это следует в течение 15 минут после окончания последней продувки, поскольку холодильный контур нельзя оставлять открытым на более длительный срок.
Профессиональные мастера используют для выполнения этого типа работ целый набор специальных инструментов: течеискатель, тестер, вакуумный насос, гаечные ключи, термометр, пассатижи, пережимные клещи и т.п.
Для выполнения пайки следует запастись защитными экранами, также обязательно понадобится клапан Шредера и новый фильтр-осушитель.
Чтобы выполнить одноразовую заправку холодильника, не имеет смысла покупать отдельный комплект оборудования. Дешевле и проще будет взять все необходимое на прокат.
Шаг #4 – выполняем закачку фреона
Для выполнения этой операции понадобятся приборы, которые позволят контролировать давление в системе. Мастера по ремонту бытовой техники используют заправочную станцию, состоящую из двух манометров с запорными вентилями и трех шлангов.
Манометры различаются по цвету: красный и синий. С помощью первого измеряется давление нагнетания, а синий определяет давление всасывания.
Это упрощенная схема подключения заправочной станции и баллона с хладагентом к холодильному контуру. В таком варианте красный шланг и манометр не используется
При работе с обычным бытовым холодильником обычно учитывают только показания синего манометра.
Шланги, к которым присоединены манометры, также имеют различную цветовую маркировку: красный и синий, которые подсоединены к манометрам такого же цвета, и желтый, расположенный по центру.
Перед началом работ нужно убедиться, что вентили на шлангах с манометрами полностью перекрыты. После этого желтый шланг присоединяют к баллону с газом.
Синий шланг подключают к патрубку, через который в контур будет подаваться хладагент. Для этого используют специальный штуцер.
Красный шланг монтируют на другом конце системы. Для него нужно присоединить клапан Шредера.
Синий манометр нужен для контроля давления всасывания, красный – чтобы следить за давлением на выходе из системы, по желтому шлангу подается фреона из баллона
Когда все необходимые элементы подключены, нужно открыть запорные краны на синем и красном шлангах. После этого открывают вентиль на баллоне с хладагентом и начинают заполнение системы, наблюдая за показаниями манометров.
Когда давление достигнет примерно 0,5 атмосфер, вентили манометров следует перекрыть.
Теперь подают питание на компрессор примерно на 30 секунд. Вместо баллона к желтому шлангу подключают вакуумный насос. Его включают примерно на 10 минут.
Вакуумирование позволяет удалить воздух, попавший в систему, и улучшить качество заправки. Теперь нужно снова присоединить желтый шланг к баллону с фреоном.
Вакуумный насос необходим для того, чтобы удалить из холодильного контура любые посторонние газы и обеспечить качественную заправку
При этом сделать небольшую щель между коллектором и шлангом, чтобы поступающий хладагент вытеснил из шланга воздух, и подать на шланг небольшое количество газа.
Затем желтый шланг, из которого стравлен воздух, надежно фиксируется на коллекторе. Снова нужно открыть синий вентиль и продолжить заправку контура фреоном.
На этом этапе снова включают компрессор и наблюдают за показателями манометров, чтобы убедиться в нормальной работе системы. Если давление остается стабильным, патрубки перегибают и тщательно запаивают.
Не следует пережимать сервисный патрубок и запаивать его до проведения тестового пуска системы. На этом этапе стрелка синего манометра должна постоянно находиться в районе ноля.
В домашних условиях при заправке системы фреоном можно использовать бытовые весы, чтобы контролировать количество хладагента, перемещенного в контур
Некоторые умельцы выполняют заправку контура фреоном с помощью только одного манометра. При этом количество хладагента, которое было перемещено в контур, определяется путем взвешивания баллона с фреоном на бытовых весах.
В остальном процесс закачки практически не отличается от способа, описанного выше.
Как выглядит фреон, вытекающий из холодильника
Как обнаружить утечку самостоятельно? На открытых участках место прокола обозначится черным пятном – газ вышел, а масло в контуре нелетучее, оно и остается вокруг свища. Если порыв трубки произошел в запененной части холодильника, вздуется стенка камеры, обозначая место утечки. Специалист в поиске утечки фреона в холодильнике использует течеискатель – прибор, работающий по принципу металлоискателя. Обнаружив место повреждения, аппарат подает звуковой сигнал.
Определить, что из холодильника вытек фреон можно, если в камерах тепло, на полу возле компрессора есть коричневая маслянистая лужа. Хладагент испарился при комнатной температуре, оставив масло, продукты разложения, конденсат, как след. Понять, что вытек фреон из холодильника можно самому, как только будут обнаружены лужи от растаявших продуктов и равномерный шум работающего компрессора. Если при этом пощупать конденсатор – решетку на торцевой части, она будет холодная. Это самый верный показатель, что фреон в холодильнике кончился.
Опасен фреон для человека или нет
Что касается опасности для человека и животных, то фреон обладает общетоксичным действием. Чтобы газ успел причинить вред организму, его нужно вдыхать относительно долго – более 5 минут. При этом важно учитывать физическое состояние конкретного человека, долю концентрации вещества в воздухе и число примесей. Ощутимую опасность для здоровья людей и среды может представлять только утечка больших объемов фреона в закрытом и плохо проветриваемом помещении.
В то же время первые 2–3 минуты отравления состояние организма напоминает легкое опьянение. Далее возникает чувство удушения, нехватки воздуха, головокружение, раздражение слизистой глаз. Потом начинается дрожание глазных яблок, нарушение работы сердца.
При игнорировании симптомов более пяти минут организм получает серьезные повреждения нервной системы, дыхательных путей, других органов. Это может привести к потере сознания и даже смерти. Стоит добавить, что для бытовых моделей холодильников и морозильных камер используются нетоксичные хладагенты, поэтому опасности они не составляют. Ситуации с отравлением потенциально возможны при работе на производстве климатического оборудования, где фреон представлен в больших объемах.
В случае с бытовым холодильником утечка критического объема хладагента является серьезной поломкой – оборудование перестает морозить.
Как проверить утечку фреона в холодильнике
Когда пользователи сетуют на неприятный запах из холодильника и связывают его с утечкой фреона – они правы. Да, газ бесцветный, без запаха. Но улетучивается хладагент в микроскопическое отверстие постепенно. Климат в камере меняется. Появляются микрочастицы патогенов, создается неприятный запах. Это связано с высокой влажностью. Что делать, если появилось подозрение, что из холодильника выходит фреон?
- Проверить, как часто останавливается компрессор, или он работает непрерывно.
- Проверить целостность уплотнения двери и плотность примыкания контура. Взять лист плотной качественной бумаги, отрезать полоску в 5 см и протянуть ее через закрытую дверь. Тащится с трудом – уплотнение нормальное.
- Не останавливается компрессор, нет холода, проверьте напряжение в сети. Производительность компрессора равна 0 если в сети 185 В. Мотор будет работать, а компрессии не будет.
Если другие причины исключены, обращайтесь в специализированный центр за диагностикой. Как определить наличие фреона в холодильнике или его отсутствие знает специалист.
R-290
Под маркировкой фреона R290 скрывается обычный пропан. С недавних пор его начали рассматривать как альтернативу традиционным хладагентам. Характеристики хладагента R290 позволяют использовать его в бытовых и коммерческих холодильных установках.
Потенциал разрушения озонового слоя ODP у хладагента R290 – 0. Потенциал глобального потепления GWP – 3. Он используется с полиолэфирными синтетическими маслами. По своим характеристикам и химической активности схож с R600a.
В 1994 году начался выпуск бытовых холодильников на хладоне R290 или его смеси с R600a. В Германии было выпущено более 1000 штук. С тех пор их активно выпускают следующие страны:
- Аргентина;
- Бразилия;
- Индия;
- Китай;
- Турция;
- Чили.
Внутренняя утечка фреона в холодильнике
Самым дорогим ремонтом, если вытек фреон из холодильника, считается изменение контура хладагента. Цена работы зависит от места утечки. Если это контур обогрева двери – его отглушают и трубку прокладывают по задней стенке. Если свищ образовался в корпусе, требуется убирать изоляцию, заново прокладывать контур и запенивать.
Работа дорогостоящая, но даже в условиях мастерской заново создать заводской контур невозможно. Ремонт с нарушением теплоизоляции изменяет термодинамические свойства камер. Некоторые компании, например, Либхер, считают холодильники с утечкой фреона в запененной части неремонтопригодными. В течение 10 лет эксплуатации, они, по заключению собственного сервисного центра, могут поменять аппарат, вопреки российским торговым правилам.
Где чаще всего вытекает фреон
Есть три места, где чаще происходит утечка хладагента:
- Сварные соединения. Речь идет о любых стыках частей контура: трубок, компрессора и испарителя. Швы всегда являются проблемой, особенно при низкой стоимости оборудования.
- Технические разъемы. Утечка также может возникать и через клапан заправки. В разных моделях он может быть предусмотрен конструкцией изначально или установлен самостоятельно мастером, например, при ремонте.
- Поверхность «плачущего» испарителя. Эта часть конструкции может быть изолированной стенками внутренней камеры или открытой, напоминающей радиатор. Испаритель может быть поврежден при эксплуатации в результате механического воздействия или коррозии при разрушении защитного слоя.
Устранение утечки фреона в холодильнике
В контуре применяют разные способы восстановления герметичности. В алюминиевом испарителе для заделки проколов используют пайку припоем с алюминиевой основой.
Стык медной трубки с алюминиевой выполняется аргонной сваркой на специальной установке. Возможно, выход газа происходит в месте соединения штуцера и компрессора, а весь остальной контур не требует ремонта. У мастера есть несколько способов, как определить место утечки фреона в холодильнике. Действия ремонтника происходят в следующей последовательности:
- диагностика неисправностей;
- обнаружение трещин и свищей на трубках охладительного контура, устранение неисправностей на дому или в мастерской;
- вакуумирование системы с целью удаления конденсата и остатков фреона;
- заполнение контура газом в определенном объеме;
- проверка системы на герметичность и способность к охлаждению.
Если после закачки хладагента охлаждающий эффект уменьшился и наблюдается обмерзание трубки всаса в компрессор – закачано много фреона – требуется перезаправка за счет мастера.
Устройство фреоновой магистрали
У большинства техники, которая работает на охлаждение, одинаковый принцип работы. Исключение составляют холодильники без фреона и кондиционеры без хладагента. Основные элементы фреоновой системы:
- Компрессор;
- Конденсатор;
- Фильтр-осушитель;
- Капиллярная трубка;
- ТРВ (терморегулирующий вентиль);
- Испаритель;
- Обратный трубопровод.
Между собой все узлы соединены медными трубопроводами. Из меди также сделана капиллярная трубка. Все это вместе называется фреоновой трассой. Ниже рассмотрим, для чего нужны разные узлы системы.
Компрессор
Сжимает хладагент так, чтобы в конденсаторе он из состояния газа перешел в жидкость. При этом его температура существенно повышается. От частоты включения и скорости работы зависит тепло- и холодопроизводительность.
Конденсатор
Представляет собой радиатор, в котором сжимается фреон. Когда газообразный хладагент охлаждается, он переходит в жидкое состояние (конденсируется).
Фильтр-осушитель
Фильтр представляет собой патрон, наполненный гранулами адсорбента. Когда жидкий хладагент проходит сквозь него, адсорбент «вытягивает» влагу. Без него вода в виде кристалликов льда может попасть в компрессор, что приведет к его повышенному износу.
Фильтр-осушитель для холодильника.
Фильтр-осушитель для кондиционера.
Капиллярная трубка
Представляет собой медный змеевик узкого диаметра. Выполняет три функции:
- Не допускает попадания большего чем нужно жидкого хладагента в испаритель;
- Выравнивает давление в испарителе и конденсаторе, облегчая запуск компрессора;
- Снижает нагрузку на компрессор.
ТРВ
Терморегулирующий вентиль дозирует количество фреона, который подается в испаритель. От количества зависит эффективность охлаждения или нагрева (в кондиционерах и тепловых насосах).
Испаритель
В испаритель подается дозированный объем хладагента под давлением. Когда он попадает внутрь, его давление падает и он закипает (испаряется). При этом температура хладагента существенно понижается. Когда он циркулирует по испарителю, отбирает тепло у окружающей среды, охлаждая ее. Сам фреон при этом нагревается.
Испаритель холодильника.
Обратный трубопровод
Через него нагретый хладагент попадает из испарителя в компрессор. Представляет обычную медную трубку без дополнительных узлов.
Утечка фреона в холодильнике – стоит ли ремонтировать?
По сравнению с заменой компрессора, поиск трещины, восстановление контура обходятся намного дешевле. Холодильник получает вторую жизнь. Бывают случаи, когда испаритель, отремонтированный 15 лет тому назад, до сих пор работает в старом холодильнике, в ссылке на даче. Просто так фреон вытекать из холодильника не может. Контур холода герметичный. С годами может появиться утечка в стыке между медной и алюминиевой трубкой. В российских моделях часто утечки обнаруживают в контуре обогрева двери. Недорогой ремонт возвращает функциональность аппарату полностью. Вот почему, как узнали, что вытек фреон из холодильника, нужно как можно быстрее вызвать мастера. Самостоятельно эта операция не выполняется – слишком велик риск добавить к одной проблеме еще несколько.
Запрещенный R-12
По характеристикам фреон R12 – один из наиболее эффективных хладагентов. Он применялся в автомобильных кондиционерах на западе. Также использовался почти во всех советских холодильниках, таких как:
- Днепр;
- Минск;
- ЗиС и ЗиЛ;
- Смоленск;
- Бирюса;
- И во многих других.
У этого хладагента высокий потенциал разрушения озонового слоя. Поэтому его использование было регламентировано Монреальским протоколом по веществам, разрушающим озоновый слой от 1987 года.
Согласно протоколу, производство хладагента запрещено в развитых странах с 1996 года, в развивающихся с 2010. Его разрешено использовать только как средство пожаротушения в подводных лодках и авиации.
Как найти утечку фреона в холодильнике самостоятельно
Если компрессор работает не останавливаясь, припомните, как все началось. Возможно, в морозильнике лежало мясо, и вы со льдом оторвали его от стенки. А может быть, стремясь быстрее разморозить камеру, «нежно» отодвигали корку льда от поверхности ножом. В этот момент послышалост небольшое шипение, вскоре все стихло. Было? Тогда причина утечки очевидна. Сама проблема не решится, скоро весь газ стравит, и начнут портиться продукты. Необходимо вызвать мастера, чтобы устанил повреждение или заменил испаритель.
Наиболее распространенные виды фреона
Науке известно более 40 типов этого вещества, большая часть из которых получается промышленным путем. Температура фреона, при которой он закипает, у каждого вида своя:
- R11 — трихлорфторметан (с t кипения 23,8 °C).
- R12 — дифтордихлорметан (с t кипения кип –29,8 °C).
- R13 — трифторхлорметан (с t кипения кип –81,5 °C).
- R14 — тетрафторметан (с t кипения кип –128 °C).
- R134A — тетрафторэтан (с t кипения кип –26,3 °C).
- R22 — хлордифторметан (с t кипения кип –40,8 °C).
- R600A — изобутан (с t кипения кип –11,73 °C).
- R410A — хлорофторокарбонат (с t кипения кип –51,4 °C).
Как правило, домашние холодильники работают на фреоне (хладоне) марки R-22, в промышленных и торговых используют марку R-13.