Выбираем домашний кинотеатр и не ошибаемся: 14 важных параметров и советов, которые нужно знать перед покупкой!

Имитация полного погружения при просмотре фильма — то, что ценят заядлые киноманы. Нужную атмосферу способны создать объемный звук, большой экран с четкой картинкой и 3D-эффект. Современные кинотеатры уже давно предоставляют своим клиентам возможность проникнуться переживаниями главных героев, получить те же эмоции и наблюдать за ходом сюжета будто изнутри фильма. Но что делать, если хочется наслаждаться подобным качеством кинокартин и дома? Ответ прост — приобрести собственный домашний кинотеатр вместо привычного телевизора. При этом, выбирая подобную технику, важно учитывать множество нюансов работы и характеристик различных моделей, и для верности решения — изучить рейтинг лучших производителей.

Домашний кинотеатр что входит в комплект.

Классический домашний кинотеатр Hi-Fi это система 5.1, где используется пара акустических систем на фронт по бокам от экрана, один центральный канал, пара тыловых колонок и сабвуфер. Так же нередко устанавливаются системы 7.1 или 7.2, где соответственно добавляются боковые колонки и второй сабвуфер. Дальше идут системы домашних кинотеатров 9.1, 11.2, 13.2 и еще множество вариантов расположения акустики, включая даже потолочные. При построении домашнего кинотеатра можно использовать любые типы акустических систем — напольные, полочные, подвесные, встраиваемые, активные и беспроводные.

Второй элемент домашнего кинотеатра — это ресивер или как теперь принято называть AV усилитель — включает в себя коммутатор всех источников сигнала цифровых и аналоговых, многоканальный усилитель, декодеры окружающего звучания — Dolby Digital, DTS, Dolby Atmos, Auro 3D, DTS X и многие другие. Оснащен сетевыми функциями для прослушивания музыки из домашней сети, то есть компьютера, сервера и прочих сетевых хранилищ, так же для прослушивания музыки из сети интернет. Может подключатся кабелем, по Wi-Fi и дополнительно соединятся по Bluetooth с мобильными устройствами. Имеет большое количество настоек в ручном и автоматическом режиме. Разделяются по количеству каналов от 5.1 до 16, мощностью и некоторыми дополнительными функциями. В серьёзных системах используются раздельные компоненты — процессор и усилитель или несколько усилителей мощности, в зависимости от количества каналов/акустических систем, вплоть до 64!

Следующий компонент — это источник аудио видео контента, их может быть несколько. Blu-Ray проигрыватель, медиаплеер, игровая приставка, спутниковый ресивер, ТВ приставка и другие.

И конечно же не обойтись без устройства отображения видео, им может быть телевизор, желательно большого размера или проектор со специальным экраном (белая стена или простыня не подойдет, если нужна качественная картинка).

Простой пример домашнего кинотеатра Dolby Atmos с проектором и экраном. Понадобится комплект акустики 11.2, где будут две фронтальные колонки, центральный канал, две верхних фронтальных колонки, две тыловых, две боковых, две потолочных и два сабвуфера, ресивер с соответствующим числом каналов усиления, аудио видео проигрыватель и проектор с экраном. Стоимость подобного домашнего кинотеатра может варьироваться от нескольких сотен тысяч до нескольких миллионов рублей. Но, кинотеатр можно создать практически для любого бюджета, начиная даже от нескольких десятков тысяч — это конечно будет простой вариант 5.1 с небольшими колонками, а если собирать домашний кинотеатр на High-End компонентах, то стоимость в этом случае может быть совершенно неприличной. И в независимости от цены комплекта домашнего кинотеатра, в нашем салоне всегда индивидуальный подход к любому клиенту, консультация и подбор всей аппаратуры, инсталляция на объекте и обучение по управлению системой.

Встраиваемая акустика

  • «И стены запоют»: Ceratec Cerasonar. Акустические системы порой становятся настоящей головной болью для дизайнеров интерьера — бывает сложно спрятать все кабели и кабинеты с динамиками. Поэтому в Ceratec придумали акустику, которую можно полностью скрыть под обоями или слоем штукатурки. На примере пяти моделей АС покажем, как работает такая система и как создать собственный звуковой интерьер, распределив динамики по поверхностям в помещении (включая мебель). Пример того, как выглядит процесс установки.
  • «Для больших стен»: тест встраиваемой акустики Dali Phantom S-280. В статье разбираемся, чем вмонтированная в стену акустика отличается от напольной, и как с её помощью получить достойное звучание. Здесь речь пойдет о тестах акустики для кинотеатров Dali Phantom S-280 в роли стереопары. Звучание оценивали на гитарных соло прогрессив-рок-группы Rush и записях с выступлений симфонического оркестра.
  • Обзор: кинозалы «Аудиомании». Рассказываем об аудиотехнике, установленной в двух наших кинозалах: линейке громкоговорителей ICE и «невидимках» Ceratec Cerasonar. Делимся подробностями строительства кинозалов и организации управления многоканальным звуком. Этой же теме посвящён 41-й выпуск подкаста «Звук»: как проходила метаморфоза бывшего офисного помещения в зал для просмотра кино.
  • ICE — лед и пламень. Говорим об оснащении демонстрационного кинозала «Аудиомании» звуком Dolby Atmos, Auro 3D отечественными акустическими системами ICE (Immersive Cinema Experience). Их главное достоинство — универсальность. Эта акустика может работать как спереди, так и сзади (а также сверху и сбоку). Приводим характеристики, разбираем варианты установки и тонкости производства ICE.

Как выбрать домашний кинотеатр для дома.

С одной стороны, выбор может быть очень прост, это купить готовое решение, так называемый домашний кинотеатр из одной коробки. Или же серьёзно подойти к этому вопросу. Определить помещение, в котором будет строиться домашний кинотеатр или домашний кинозал, в этом случае это специально выделенное помещение, в котором так же необходимо будет произвести акустическую обработку. Подобрать соответствующие размеру помещения акустические системы, количество, мощность, определиться с типом размещения — напольные, полочные, встраиваемые и т.д.. Немаловажным будет и дизайн акустики. Подобрать соответствующий ресивер или процессор с усилителем мощности и необходимые источники аудио видео контента. И определиться на чем вы будете смотреть кинофильмы, телевизор или экран с проектором. В случае построения домашнего кинозала однозначно проектор! Что бы упростить выбор аппаратуры для ДК, вам проще будет обратиться к нам в салон М-стерео, мы поможем.

Как настроить звуковое окружение

  • Строим домашний кинотеатр: выбор акустики, её установка и настройка. Этот материал — кладезь по теме домашнего кино. Он разбит на несколько тематических блоков, помимо базового руководства здесь разобраны основные ошибки при расстановке акустики и нюансы настройки.
  • Экраны, линзы, видеопроцессоры или как построить кинозал с широким экраном. Здесь вы найдете небольшой ликбез о кадрировании видео: зачем нужна анаморфная линза и как с ней работать. Помимо этого расскажем, с каким разрешением стоит выбирать экраны для проекторов, если вы хотите воспроизводить кино с цифровых носителей (Blu-ray) и смотреть ТВ.
  • «Обуздать волну»: корректируем акустику помещения при разных бюджетах. Здесь на примере типовой комнаты площадью в 19 квадратов и высотой потолка в 2,8 метра проведена оптимизация звучания акустических систем для разных бюджетов. Методологии варьируются от обычной замены предметов интерьера до модификаций стен и потолка.
  • «Советы от THX»: как получить от домашнего кинотеатра всё. Сертификация THX описывает совокупность требований к высококачественным системам домашнего кинотеатра. Его разработали в 1982 году специально, чтобы режиссер «Звёздных войн: Возвращение джедая» смог донести до зрителей свой «акустический» замысел. В этом материале технический директор THX Скотт Фрэнсис дает советы по оптимизации звучания домашнего кинотеатра.

Проектор для домашнего кинотеатра какой выбрать.

Вариантов проекторов на рынке огромное количество, от крошечных пико-проекторов до огромных кинозальных. И какой же проектор выбрать? Нужно учесть размеры помещения, где собственно будет кинотеатр, желаемый или возможный размер экрана, насколько можно затемнить комнату, чем темнее, тем лучше. Возможное место установки, расстояние до экрана. И конечно же качество изображения, которое вы хотите получить. Сложив все эти параметры можно будет подобрать нужный проектор, но и в этом случае лучше обратиться к специалистам, существенно сэкономите свое время.

Несколько ответов на часто возникающие вопросы

Домашний кинотеатр чем отличается от телевизора?

Телевизор это всего лишь устройство отображения видео с очень посредственным звуком, ввиду своих физических особенностей.

Домашний кинотеатр чем отличается от музыкального центра?

В музыкальный центр входит всего две колонки, что не позволит создать эффект присутствия при просмотре фильмов.

Чем отличается домашний кинотеатр от саундбара?

Саундбар создает только виртуальное ощущение эффекта погружения за счет переотражения звука от стен, использовать можно только если совсем нет места для расположения полноценного домашнего кинотеатра.

Чем отличается домашний кинотеатр от Hi-Fi системы?

В Hi-Fi систему входит всего пара акустических систем, что не позволит добиться эффекта окружающего звучания.

Основные критерии выбора

Выбирать подобную дорогостоящую технику только по рекомендациям консультантов не стоит.

Обязательно нужно понимать, какие именно представленные в паспорте прибора характеристики являются показателем качества, а какие — лишь маркетинговый ход.

Для начала можно изучить параметры выбора основных составляющих домашнего кинотеатра.

Подбор плеера

Плееры для домашних кинотеатров бывают двух видов: DVD и Blu-Ray. Отличаются они способом записи информации — у «дивидишников» это происходит посредством инфракрасного луча, у Blu-Ray с помощью синего луча.

DVD плеер Blue-Ray плеер

Blu-Ray — относительно новая технология, поэтому не все фильмы можно найти на дисках для такого плеера.

Основной критерий выбора плеера — поддержка нужного звукового формата. Есть три основных варианта звукового стандарта для домашнего кинотеатра:

  1. DTS — относительно недорогая технология, но и по качеству уступающая более новым разработкам. Количество каналов от 1 до 5.1;
  2. Dolby Digital — более современный, но тоже не идеальный по качеству битрейта и частоты дискретизации формат. Количество каналов совпадает с DTS форматом;
  3. Форматы 6-канального звука Dolby Digital EX и DTS ES — результаты новейших разработок. Отличаются хорошим качеством сжатия без потерь, поддержкой одновременно нескольких звуковых дорожек. Количество каналов доходит до 8.

Идеальный вариант — когда плеер поддерживает все форматы звука. В противном случае, купив новый диск, можно столкнуться с проблемой несовместимости форматов и плохим качеством звука в итоге.
Следует учитывать и тип подключения. Для DTS и Dolby Digital подойдет HDMI-подключение, для более новых форматов — HDMI 1.3.

Акустическая система и ее состав


Одна из главных составляющих домашнего кинотеатра — акустическая система. Именно поэтому к ее выбору стоит относится с особой щепетильностью. Нужно обращать внимание на:

  1. Мощность. Чем больше по метражу помещение, в котором будет располагаться система, тем больше должна быть ее мощность. Для небольших пространств хватит мощности 50-70 Вт, для комнат площадью больше 30 м2 — необходимо около 150 Вт. В инструкции акустической системы может быть указано две мощности — номинальная и пиковая. Обращать внимание нужно именно на номинальную мощность, поскольку максимальные показатели не всегда могут быть достигнуты в помещении;
  2. Диапазон воспроизводимых частот. Чем он выше, тем лучше. Но показателей выше 20000 Гц быть просто не может, поскольку это предельная для восприятия человеком частота. Минимальное значение — 20 Гц. В системах с сабвуфером минимальный предел не имеет значения;
  3. Чувствительность. Чем она выше, тем громче звук будут издавать колонки. Оптимальным считается значение 95-100 дБ.

Что касается выбора колонок, то здесь будут играть роль несколько различных факторов. Вот главные из них:

  • размещение — колонки могут быть напольными и потолочными. Первые подходят для больших систем и имеют отличную мощность звука, а вторые обычно размещают в небольших помещениях (в этом случае необходим сабвуфер);
  • наличие усилителя — колонки со встроенным усилителем используются в активных акустических системах, а вот пассивные системы с колонками без усилителя требуют его внешнего подключения.

Напольные колонки Потолочные колонки

Встроенный усилитель позволяет проще настраивать всю систему и создает более качественный звук. Внешнее же подключение усилителей может стать проблематичной задачей и в плане размещения оборудования, и лишних затрат.

Важно обратить внимание на тип корпуса колонок. Они могут быть:

  1. Закрытыми;
  2. Со звуковым лабиринтом;
  3. Фазоинверторные.

Закрытые корпуса плохо влияют на передачу низких частот, а значит, ухудшают качество звука. Самый распространенный вариант — колонки с фазоинвертором.

Качество, яркость, разрешение изображения


Все эти параметры относятся к телевизору домашнего кинотеатра. В первую очередь стоит отметить, что для просмотра фильмов в наилучшем качестве необходим экран диагональю от 32 дюймов.

Экраны для современных телевизоров могут быть жидкокристаллическими либо плазменными. Их основные различия:

  1. Плазма лучше передает насыщенность цвета, различные оттенки;
  2. ЖК-телевизоры более прочные, их срок службы составляет примерно 60000 часов;
  3. Потребление электроэнергии у плазменных телевизоров вдвое больше, чем у ЖК;
  4. ЖК-телевизоры выпускаются стандартных размеров с соотношением сторон экрана 16:9, размер плазмы может быть любым.

Чем выше показатели яркости, разрешения и качества изображения, тем лучше будет картинка на экране.

Дополнительные функции


Теперь можно остановиться на разборе остальных параметров и функций домашнего кинотеатра. Среди них:

  1. Поддержка 3D. Дорогие модели телевизоров оснащены такой функцией, как просмотр 3D-фильмов. В комплекте обычно идут стереоочки, но, как правило, для достижения самого крутого эффекта их лучше приобретать отдельно и более хорошего качества. Наилучшее качество просмотра и игры обеспечивает технология 3D-Blu-ray;
  2. HDMI-входы. Чем их больше, тем лучше. Они необходимы для того, чтобы подключать к системе дополнительную технику, например, игровую консоль или нужное количество колонок;
  3. Автоматическая калибровка звука. Калибровка звука — важный нюанс для достижения идеального звучания всех колонок домашнего кинотеатра. Эта функция выполняется автоматически и сохраняется для всех последующих включений системы, что значительно экономит время и нервы владельца;
  4. Функция iPlayer для онлайн-стриминга игр или фильмов будет полезна тем, кто привык делиться всеми аспектами своей жизни с родными или друзьями;
  5. Внешние интерфейсы. Наличие DLNA-системы позволяет смотреть фильмы или слушать музыку, запускаемые с компьютера или стереосистемы, а Wi-Fi позволит просматривать кино или передачи онлайн (что удобно, если у вас нет возможности приобрести определенный фильм на диске). Важно и количество различных входов — оптический, компонентный, линейный, микрофонный и др.;
  6. Очень важно обращать внимание и на параметры головного устройства. Разные модели домашних кинотеатров могут поддерживать разные форматы звука и изображения. Например, большинство моделей поддерживают форматы Lossless и Hi-Res.

Если вы захотите воспроизвести файлы неподходящего формата, их придется переформатировать, что бывает проблематично. Поэтому в приоритете должны быть те модели домашних кинотеатров, которые поддерживают максимальное количество разных форматов.

ХарактеристикаОптимальное значениеВлияние на качество просмотра
Акустическая мощностьЗависит от площади комнаты, в которой будет размещена система. Варьируется от 50-70 до 150 ВтОт мощности колонок напрямую зависит качество воспроизводимого ими звука
Разновидность плеераДля просмотра простых фильмов подойдет DVD-плеер, воспроизводящий файлы с диска до 8 Гб.
Самые качественные картинка и звук выходят за счет плеера Blu-Ray, способный записывать файлы до 50 Гб
Второй вариант предпочтительнее, поскольку сжимание файлов в плеере Blu-Ray происходит без потери качества
Поддержка различных форматовAVCHD, Blu-Ray Disc, MKV, MPEG4, DLNA и т. д.
Самый лучший вариант — когда кинотеатр поддерживает большинство новых форматов файлов
Разные форматы имеют различное качество картинки и звука. А возможность просматривать любые файлы на домашнем кинотеатре значительно облегчает задачу поиска подходящих дисков
Импеданс акустической системыРазные показатели сопротивления колонок и усилителя приводят к искажениям звучания, поэтому важно выравнивать этот показательУчитывать настройку импеданса нужно лишь в случае внешнего подключения усилителя к колонкам
Чувствительность колонокНаходится в зависимости от значения импедансаЧем выше чувствительность колонок, тем громче звук из них
ЧастотностьОптимальное значение — 16-20 кГцПри широком диапазоне этого показателя звук будет насыщеннее
AV-ресивер25-260 кГц — оптимальный показатель в этом случаеТакже влияет на качество воспроизводимого акустической системой звука
ИнтерфейсыЧем больше различных входов/выходов у системы, тем лучшеВлияет на удобство подключения различных дополнительных устройств к домашнему кинотеатру

Важное значение имеет дизайн и габариты домашнего кинотеатра. В продаже можно найти колонки и другие элементы кинотеатров с корпусами из разных материалов — от металла и пластика до древесины. Последний вариант считается наиболее удачным, поскольку дерево не создает резонансное звучание.

Выбор месторасположения

Выбрать правильную конфигурацию акустической системы и местоположение всего домашнего кинотеатра в комнате — тоже важная задача. От того, насколько удачно будет выбрано место, зависит уровень комфорта и качество звука при просмотре фильмов.


Выбор места расположения имеет важное значение

Несколько основных правил:

  • колонки аудиосистемы должны находиться от зрителей примерно на одинаковом расстоянии;
  • нельзя располагать зрительские места вплотную к стене — нужно оставить некоторое расстояние от задних колонок;
  • чем больше экран, тем дальше от него нужно располагать сидения;
  • для комфортного просмотра лучше предусмотреть плотные занавеси на окнах, а также размещать светильники таким образом, чтобы на экране от них не появлялось бликов.

Чтобы получить действительно объемный звук, недостаточно купить лучшие по характеристикам колонки. Их расположение имеет первостепенное значение:

  • центральная колонка должна располагаться как можно ближе к телевизору — над или под ним;
  • две фронтальные колонки — по бокам от телевизора, но не ближе 50 см к нему;
  • две задние колонки — позади посадочных мест, оптимально располагать их чуть выше или же на уровне головы сидящих зрителей;
  • сабвуфер рекомендуется располагать не на подвесах или тумбе, а на полу.

Соблюдая эти рекомендации, можно создать даже в небольшом помещении полный эффект погружения во вселенную фильма.

Устройства воспроизведения

В качестве устройств для воспроизведения видео можно использовать различное оборудование. Благодаря тому, что современные проекторы и телевизоры оборудованы различными беспроводными интерфейсами, изображение можно передать на них, просто подключив планшет или смартфон. Некоторые предпочитают использовать для этих целей персональный компьютер или ноутбук, такое решение наиболее универсальное, а кому-то нравится использование Blu-ray- плеера. В данном случае все зависит от ваших предпочтений.

Правильная расстановка компонентов системы

Перед покупкой оборудования необходимо определится с помещением, и визуально разделить его на зону просмотра и места, где будут установлены компоненты. Также необходимо учесть, что вся техника соединяется различными кабелями и подсоединяется к электросети.

Важно! Экран должен располагаться по центру, и находится на уровне глаз зрителей. Акустическая система расставляется по периметру, делая звучание максимально реальным и четким.

Установка экрана или крепление телевизора не требуют столько внимание, как установка акустики. Во время их выбора и установки необходимо знать, что лучший звук дают напольные колонки, потому что они состоят из нескольких динамиков. Это позволяет распространиться звучанию равномерно по всему помещению, создавая 3D эффект. Конечно, можно вмонтировать колонки в стены, потолок или установить на полках, стойках, но тогда возникнет необходимость прятать провода в пластканалы, да и звук будет немного глухой с неравномерным распределением по помещению.

Важно! Для помещений с большой площадью лучше выбирать для домашнего кинотеатра акустику с конфигурацией 6.1 и 7.1.

Проигрыватель лучше выбирать с USB-портами и функцией воспроизведения различных форматов. Это поможет создать домашний кинотеатр с максимальными возможностями, который даст фору профессиональным кинозалам.

Проектор. Тонкости выбора

На данный момент, современные проекторы обеспечивают отличное качество изображения, но не стоит забывать или чаще, игнорировать, что картинка будет выглядеть идеально только на проекционном экране или ровной стене, покрытой специальной краской.

Рассмотрим 2 вида поверхности:

  • ЭКРАН. Выбирайте модель с изображением формата 16:9. Обязательно обратите внимание на коэффициент отражения — отражающую способность полотна. Оптимальное значение — 1–1,2. Киноманы должны обратить свое внимание на рамочные экраны, которые размещаются на стене. Рулонные поверхности обладают простотой монтажа и компактным видом в собранном виде. Для пользователей, которых не ограничивает «кошелек» можно присмотреться к полотну с электроприводом и возможностью скрытой установки в потолке или стене.

  • КРАСКА. Специальная краска доступна в продаже, легко наносится на стену и что самое важное, обеспечивает отличную передачу цветов с высокой яркостью и минимальной засветкой. По простоте и качеству данное решение ни в чем не уступает, а порой и превосходит дорогостоящие и громоздкие тканевые проекционные экраны.

Недостатки:

  • ограниченный ресурс работы лампы (замена будет стоить до 30% стоимости самого проектора)
  • высокая цена устройств
  • создание необходимого уровня освещенности в помещении (необходимость затемнять комнату перед просмотром)
В любом случае, конфигурация домашнего кинотеатра в составе с проектором будет считаться топовой, так как цена приличного проектора довольно высока, запланированный бюджет пользователя на остальные компоненты будет не мал. Нет смысла ограничиваться откровенно слабой акустической системой и недорогим ресивером в комнате, оборудованной под домашний кинозал.

Выбираем проектор

Есть два основных типа проекторов – LCD и DLP. Есть и другие типы, но они не будут рассматриваться ввиду их огромной стоимости. В проекторе наиболее приоритетными характеристиками являются качество картинки (насыщенность, яркость, контрастность) и разрешение изображения.

Качество изображения

Более безопасным для глаз является проектор LCD. Более насыщенным по цветам – DLP проекторы. Чем лучше качество изображения у LCD проектора тем выше его стоимость. При сравнении примерно одинаковых проекторов по качеству изображения стоимость у DLP будет ниже. А в одинаковой ценовой категории качество изображений у DLP проектора будет лучше.

Здесь стоит сделать небольшую поправку. Если вы возьмете хороший LCD проектор сопоставимый со стоимостью хорошего телевизора, то качество его вполне будет сопоставимо с обычным кинотеатром. По крайней мере не сравнивая по очереди оба изображений вы не заметите разницы.

Я отдал предпочтение в пользу здоровья и безопасности глаз и выбрал проектор LCD.

Разрешение проектора

Минимально допустимое разрешение для качественной картинки является HD формат – 1280×720 пикселей. Большинство фильмов на DVD и в интернете не превышают это разрешение. Если вы найдете фильм в хорошем качестве с разрешением изображения в 1280×720, то на проекторе с таким же разрешением качество картинки будет великолепным. Меньшее разрешение проектора для просмотра фильмов брать не советую.

1920×1200 – максимальное разрешение изображения для домашних проекторов на сегодня. Стоит ли покупать проектор с таким разрешением экрана? Да, если вы собираетесь смотреть фильмы в таком разрешение и если позволяют финансы.

У меня проектор с разрешением 1280×720. Когда я его покупал, разрешение 1920×1200 только входило в моду и проекторы с таким разрешением стоили дорого. Сегодня такие проекторы значительно снизились в цене и доступны более широкому кругу людей.

На проекторе я часто смотрю фильмы в меньшем разрешение, чем позволяет проектор. Не всегда можно найти фильм даже в таком разрешении экрана как 1280×720. А если скачивать из интернета, то часто проще скачать фильм на полтора гигабайта, чем ждать пока скачается фильм на 6 гб.

Фильмы с меньшим разрешением смотреть также приятно. Но когда ставишь фильм в хорошем качестве с разрешением 1280×720, то вспоминаешь насколько обалденным может быть изображение.

Теперь то чего так бояться многие. Расходный материал в проекторе это лампа. У неё срок годности ограничен и составляет примерно от 1500 до 4000 часов. Зависит от современности проектора и интенсивности его работы. В любом проекторе есть возможно сделать картинку более ярко и менее ярко. После окончания срока службы лампы придется её менять. Стоит она дорого, но лампы хватит вам надолго.

На самом деле этих часов вам хватит на несколько лет. У меня за 3 года эксплуатации проектор проработал 1700 часов в разных режимах и только недавно сообщил о том, что пора менять лампу. При этом я пока её не меняю и продолжаю смотреть так. Ухудшения качества картинки не заметил.

Стоимость проектора. Хороший проектор стоит примерно 50 000 рублей ± 10 000.

Я покупал свой проектор в конце 2008 года. Сегодня средние характеристики возможности проекторов значительно подросли. И если вы видите проектор со схожими или лучшими характеристиками чем у меня, то смело можете покупать его себе. Этих характеристик вполне достаточно для хорошего изображения в фильмах.

Характеристики моего проектора:

  • LCD 16:9
  • Разрешение: 1280×720
  • Яркость: 1600 люмен
  • Контрастность: 10000:1
  • Шум от 32 до 39 дБА – во время фильма ничего не слышно

Домашний кинотеатр — от а до я. Статья 1.

Эта статья «Цифровика» открывает цикл публикаций, объединенных темой «Домашний кинотеатр», и представляет собой своего рода вступление к последующим статьям, в которых будут рассмотрены отдельные аспекты данной темы. А пока что наш автор, заметим к слову, большой специалист в этой области, рассказывает о первых вопросах, с которыми сталкивается каждый начинающий «домашний кинолюбитель».

Домашний кинотеатр – это нечто большее, чем радиоприёмник на кухне, телевизор или видеодвойка, а порой и больше, чем музыкальный центр. Это уже не просто аппарат, при помощи которого можно посмотреть видеофильм, это многофункциональное устройство, которое заменяет собой все вышеперечисленные и, приходя в нашу жизнь, зачастую занимает довольно большую, а иногда и огромную её часть: становится местом отдыха для друзей или для всей семьи.

Про DVD и не только

Казалось бы, ещё совсем недавно, когда формат DVD лишь начинал своё победное шествие по миру, домашний кинотеатр любого уровня позволял смотреть только фильмы на DVD носителях. Причём в нашей стране лицензионные фильмы стоили запредельных денег, а пиратское их исполнение было настолько низкого качества, что возникало желание посмотреть это же кино на обычной видеокассете. В основном именно этот фактор сдерживал процесс массового распространения домашних кинотеатров. В те времена только очень состоятельные люди приобретали домашние кинотеатры и могли позволить себе собрать более-менее внушительную фильмотеку. Но сегодня прогресс, как говорится, на лицо: теперь DVD-плееры могут воспроизводить форматы DVD-Video, Super VCD и VCD, фильмы в формате MPEG-4, а также музыку в форматах CD-DA, HDCD, MP3, WMA, DVD-Audio.

Может показаться, что чем дороже плеер, тем большее количество форматов он воспроизводит. Однако дело обстоит ровным счётом наоборот. Форматы пережатого аудио, такие как MP3 и WMA, хороши для компактных плееров: за счёт ухудшения качества на диск можно записать такие файлы в огромном количестве, это достаточно удобно для поп-музыки, записи голоса, но никоим образом не подходит для классики, хороших акустических концертов или рок-исполнителей: если вы пережмёте подобные вещи в MP3 или WMA, то потеряете всю прелесть и очарование этих произведений. Конечно, если вы прослушиваете музыку на домашнем кинотеатре невысокого качества, то разница будет не так заметна, а порой и не заметна вообще. Но если у вас дома стоит хорошая система, которая позволяет воспроизводить качественный звук, то разница непременно будет заметна. То же самое можно сказать и о формате MPEG-4. Ввиду этих причин производители дорогой и хорошей аппаратуры зачастую исключают MP3, WMA и MPEG-4 из списка воспроизводимых форматов. Согласитесь, это было бы нелогично приобретать колонки самой высокой ценовой категории, тонкую, проверенную на многих дисках и тщательно отобранную аппаратуру, ставить её в специальным образом обработанную комнату, в которой созданы идеальные условия для прослушивания и слушать музыку, урезанную MP3, в которой убраны все обертоны. Самая хорошая звуковоспроизводящая аппаратура – это та аппаратура, используя которую, вы забываете, что слушаете музыку не в концертном зале.

У Образцовой как-то спросили: «Как Вам Басков?» Она ответила: «Это мёртвый голос. Там нет никаких обертонов».

Но это всё касается, как правило, ощутимо дорогих моделей, которые доступны далеко не всем и которые, наверное, стоит называть предметами роскоши. Эти предметы роскоши приобретают чаще всего аудиофилы, люди, которые живут и дышат музыкой, звуком и отдают своему увлечению большую часть жизни и ощутимую часть своего дохода. Таких людей немного, гораздо больше среди покупателей домашних кинотеатров тех, кому всего лишь необходимо, чтобы, помимо просмотра фильмов, можно было ещё прослушивать музыку — тогда вполне может подойти формат MP3 и менее дорогие компоненты, которые будут подходить под интерьер и достаточно прилично звучать, показывая довольно высокие характеристики, развивая большую мощность.

География и арифметика

Многое, очень многое зависит от правильного и сбалансированного подхода к подбору домашнего кинотеатра. Здесь надо учитывать множество факторов, которые изначально кажутся малозначительными. И даже если вы решитесь приобрести самую дорогостоящую аппаратуру, то и тогда может серьезно встать вопрос установки этой аппаратуры у вас дома. При установке аппаратуры необходимо учитывать множество мелочей. Недостаточно просто соединить проводами колонки и аппаратуру, чтобы они просто зазвучали. Нет. Провода нужно правильно проложить, так, чтобы их длина была минимальной, и при этом постараться свести на нет количество пересечений их друг с другом и сделать так, чтобы они не проходили рядом с электроприборами. Желательно также, чтобы провода не проходили рядом с сетевыми кабелями, но ввиду малореальности этого, желательно хотя бы, чтобы направление тока в проводе было противоположно направлению сигнала в кабеле.

При расстановке колонок необходимо учитывать «географию комнаты». Желательно правильно расположить громкоговорители относительно места слушателя, чтобы создать правильную же звуковую картину. На сегодняшний день во многих салонах часто рекомендуют приобретать для домашнего кинотеатра следующий комплект колонок: большие напольные (или полочные) фронтальные громкоговорители, фронтальный громкоговоритель центрального канала и два маленьких тыловых громкоговорителя. Однако это не вполне корректная комплектация домашнего кинотеатра. Небольшие колоноки на месте тыловых – это недоброе наследие декодера Doldy ProLogic. Дело в том, что именно у него на тыловые каналы, которые тогда считались малозначительными, подавался урезанный по частотам сигнал. При этом он был урезан как по верхним, так и по нижним частотам. Звук, который выходил из тыловых каналов, считался тогда вполне достаточным, приемлемым — вот и стали делать их небольшими. Сейчас, когда перемещения звука возможны не только с левого на правый фронтальный канал, но и наискось с левого фронтального на правый тыловой, старая система не подходит. При использовании более менее современных декодеров Dolby Digital, DTS и т д, настоятельно рекомендуется для достижения полного эффекта использовать на позиции тыловых колонок громкоговорители, аналогичные фронтальным, в противном случае, вы лишаете себя некоторой части удовольствия, которое могли бы получить от просмотра фильма. Да и вообще, неправильная установка может свести на нет многие плюсы приобретённой системы, то есть фактически субъективно снизить её стоимость.

Впрочем, вариантов инсталляции и использования домашнего кинотеатра довольно много. Правда, приходится признать, что они довольно условны и во многом зависят от размеров суммы, которую вы хотите потратить. Границы, конечно, довольно размыты, но, они есть.

Мультимедия, hi-fi или hi-end?

Условно рынок домашних кинотеатров разбивают на три сегмента: мультимедиа, hi-fi и hi-end. Именно условно: нельзя, например, отнести домашний кинотеатр к какой-либо из вышеперечисленных групп по количеству или размеру колонок или же по выходной мощности. Даже наличие встроенного усилителя не позволяет безоговорочно установить класс. Несомненно, главное, что позволяет определить «классовую принадлежность» аппаратуры, это ее звучание. Именно кропотливое прослушивание позволяет отличить hi-fi аппаратуру от hi-end.

Когда вы только начинаете выбирать домашний кинотеатр, возникает впечатление, что вы никогда не научитесь отличать преимущества одной акустики перед другой, кажется, что, прослушав пять усилителей, вы уже не можете решить, какой из них предпочтительнее. Конечно, опыт приходит со временем, однако, для первых шагов надо не так уж и много: буквально несколько раз протестировав в разных салонах хорошую аппаратуру, вы уже начнёте понимать, что значит «зернистость высоких» и как это, когда «не видна звуковая сцена». В прослушивании, как и в инсталляции, есть свои тонкости. Даже, пожалуй, не тонкости, а каноны, которые необходимо знать, чтобы адекватно оценить преимущества и недостатки той или иной акустики.

Первое и самое, разумеется, главное: если вы прослушиваете систему, одновременно может быть заменён только один её компонент, только при таком условии можно объективно судить о качестве тестируемого компонента. То есть, если вы в магазине выбираете себе усилитель, то надо попросить собрать цепь, в которую вы будете попеременно включать разные усилители, тогда вы получите более-менее адекватное представление о его характеристиках. Конечно, надо ещё иметь возможность все это проделать, но некоторые магазины её предоставляют. Правда, злоупотреблять тоже не стоит.

Важно правильно подобрать музыкальные произведения и фильмы, которые вы хотите прослушивать и просматривать при тестировании. Это очень важно. Часто в магазинах ставят диски, которые скрывают плохие стороны комплекта и, наоборот, демонстрируют только его хорошие качества. Вам необходимо будет подобрать несколько композиций, а может быть и дисков, которые позволили бы оценить комплект, разобрав нюансы воспроизведения, плюсы или минусы предуселения, наличие или отсутствие фона и ещё множество таких же глобальных и более мелких, но не менее важных параметров.

Отчего более мелкий параметр так важен? Представьте себе, что комплект, который вы приобретаете, некачественно воспроизводит какую-то одну частоту. Когда вы прослушиваете комплект в первый раз, невнимательно, используя диск продавца, этот недостаток может быть не особенно заметен и может не портить общую картину. А далее вы приобретёте эту систему и будете её слушать дома — и через некоторое время очень сильно этот недостаток почувствуете: ведь изо дня в день на каждом вашем любимом диске будет слышен один и тот же дефект на одних и тех же частотах.

Надо сказать, что столь тщательный подход, конечно, необходим при выборе аппаратуры класса hi-end, и отчасти hi-fi, и навряд ли применим при выборе мультимедиа. Никакой войны классов нет. Необходимы как недорогие решения, так и идеальные по звуку дорогие кинотеатры. Случается правда, что обладатели комплектов разных относятся друг к другу с, мягко говоря, непониманием. Ибо человек, обладающий hi-end системой, как правило, аудиофил и гордится не столько самой системой, сколько звуком, который она даёт. Существо породы «аудиофил» в домашних условиях отличить довольно просто. Если человек, к которому вы пришли в гости, включает аппаратуру «на полную», работа сабвуфера создает впечатление хорошего землетрясения, навряд ли это тонкий ценитель. А вот если он проводит вас в комнату, усаживает в кресло и, включив музыку на средней, иногда ближе к тихой громкости замолкает, вы слушаете музыку не пять минут, а все полчаса, то, скорее всего, вы попали в лапы аудиофилу. Но предупреждаем, хороший комплект и лёгкая привязанность к хорошему звуку любого может столкнуть на эту кривую дорожку аудиофильства. А это значит, что в вашем доме станут водиться толстые специальные журналы и книги, в Интернете вы начнёте лазить по связанным с акустикой сайтам. Все это будет отнимать у вас довольно много времени и денег, к тому же, вы можете натолкнуться на непонимание со стороны близких и родных… и т.д. и т.п.

Разумеется, качество приобретаемого комплекта пропорционально затраченной сумме денег. Но эта зависимость не всегда линейна, порой нельзя чётко отнести некий комплект к определённой группе. Например, недавно к нам в руки попал относительно недорогой комплект акустики, который по бренду, цене и многим другим параметрам смело можно было отнести в твёрдый средний hi-fi, но при прослушивании мы пришли к мнению, что этот комплект вполне можно включить в диапазон hi-end. Другое дело, что это был полочный вариант и его бы не хватило для того, чтобы «прокачать» большую комнату, 30 метров и больше, но ведь не мощность является определяющим параметром, а качество звука. Сталкивались мы и с прямо противоположными вариантами, когда большие дорогие модели громкоговорителей от известнейших брендов оказывались на поверку довольно посредственного качества с рыхлым басом, зернистыми верхами и прочими недостатками.

Компоненты

Сразу условимся, что в понятие «домашний кинотеатр» мы пока что не будем включать телевизор, плазменную панель или проектор, а будем рассматривать кинотеатр скорее с музыкальной точки зрения. Будем рассматривать его через призму звукового тракта. Всё-таки основное отличие домашнего кинотеатра от видеомагнитофона – это звук, а не видеоряд. Основную роль при этом играет не только, да и не столько наличие шестиканального (или более) звука, хотя и это не маловажно, сколько именно само качество звука.

Мы уже много говорили о качестве системы целиком, от которого и зависит уровень домашнего кинотеатра. Но общее качество складывается из качества отдельных составляющих. Поэтому, давайте рассмотрим минимальный звуковой тракт.

Звуковой тракт состоит из определённых компонентов, эти элементы неизменны в любой системе, независимо от того, говорим ли мы о мультимедиа, hi-fi или hi-end домашнем кинотеатре. Некоторые из них могут быть встроенными в другие, но всё равно их наличие в цепи обязательно: 1. DVD проигрыватель. (источник) 2. Предварительный усилитель. (орган управления. Как правило, кроме hi-end, встроен в DVD-плеер) 3. Усилитель. (компонент воспроизведения) 4. Громкоговорители. (сами колонки)

Конечно, этот в этот список можно включить дополнительные устройства, с первого взгляда расширяющие возможности и улучшающие звук, такие как, например, эквалайзер. Действительно, при помощи этого прибора мы можем где надо поднять или убрать, или же можем добавить низов. Но бытующее мнение о том, что чем больше подобных дополнительных возможностей есть в системе, тем лучше, в корне не верно. Чем меньше приборов пройдёт звук от источника до компонентов воспроизведения (колонок), тем лучше. Наличие того же эквалайзера подразумевает собой изменение изначального сигнала, что есть ни что иное, как его искажение. Поэтому оптимальным является наличие перечисленных четырёх компонентов. Многие hi-end системы состоят как раз только их них, и именно это является их большим достоинством. Хорошим вариантом является включение в цепь кроссовера, разумеется, при наличии в громкоговорителях соответствующих входов, но это уже участь очень дорогого hi-end.

Все эти компоненты, разумеется, соединяются проводами, качество которых тоже очень сильно влияет на работу всего тракта. Казалось бы, что такое провода? На что они могут влиять? А ведь при использовании качественной акустики их роль трудно переоценить. Казалось бы, что там особенного? Передаётся сигнал по медным проводам, максимум, чего можно там придумать, это поменять материал проводника, увеличить или уменьшить сечение. Но, все эти провода, даже обладающие одинаковыми техническими параметрами, звучат абсолютно по-разному. Звучат, разумеется, не они, а колонки, соединенные этим проводом. Но сути дела это не меняет. Каждый провод надо слушать и, соответственно, подбирать его под соответствующую акустику. Для примера можно рассмотреть самый простой случай. Возьмём комнату, одна стена которой заставлена стенкой, набитой множеством книг, на другой стене висит огромный мохнатый ковёр, по углам стоят напольные цветы. Эта комната считается хорошо заглушенной. Для неё вполне подойдут довольно «звонкие» или «нормальные» провода. Возьмём комнату зального типа, в которой, если что-то сказать громко, возникает металлический эффект. Звуковая волна гуляет по ней, отражаясь. Вообще в такой комнате рекомендуется делать перестановку, ломать волну, в общем, как-то глушить её. И провода там рекомендуется использовать «глухие». Отличить их, повторимся, можно только попробовав и сравнив. Чтобы их подобрать, лучше воспользоваться мнением специалиста, не полагаясь на свой вкус и цену, так как даже довольно дорогие провода могут звучать очень и очень посредственно.

Мы не случайно так упорно используем слово «система». Домашний кинотеатр – это система устройств. Как и многие другие системы, она похожа на человеческий организм. Для того чтобы организм функционировал полноценно, необходимо, чтобы нормально функционировал каждый орган в отдельности. Точно так же обстоит дело и с домашними кинотеатрами. Возьмём самый простой пример. В тракт с отличным усилителем и колонками мы поставим средней руки или даже плохой источник в лице недорогого DVD-плеера со встроенным предусилителем. И что же? С выхода плеера, мы с вами получаем низкокачественный сигнал. Он доходит (пусть даже по хорошим проводам) до усилителя, но там то мы не сможем его улучшить. А так как усилитель мы взяли высококачественный, то, проходя тракт усиления, сигнал принципиальных изменений не претерпит. И так далее, до подачи, на хорошие высококачественные громкоговорители, которые и выдадут нам тот самый изначально плохой сигнал, который мы получили на низкокачественном плеере.

Исходя из вышесказанного, можно подойти к построению системы, исходя из соображений баланса стоимости и качества. Ведь не случайно сосуществуют и прогрессируют все три сегмента рынка домашних кинотеатров. Как hi-end, так и мультимедиа комплекты имеют полное право на жизнь. Но компоненты одного сегмента не следует использовать с компонентами другого, ибо тракт более высокого качества вы испортите, а использование компонента более высокого качества в более простой системе, как правило, не имеет смысла, так как ощутимо не повышает общее качество. Так можно поступать, когда вы по каким либо причинам, как правило по финансовым, собираете систему по частям и впоследствии собираетесь приобретать высококачественные компоненты, заменяя ими худшие звенья цепи.

Первым и самым важным шагом при выборе домашнего кинотеатр является определение сегмента. Вы должны решить, мультимедиа, hi –fi или hi-end компоненты будут в него входить. Даже для людей с высоким уровнем дохода, если они хотят устроить на даче небольшую комнату просмотра фильмов, вполне будет достаточно поставить туда средний мультимедиа комплект. А уже дома можно оборудовать большой зал с высококачественным оборудованием. Если задаться целью и обойти множество магазинов, прослушать множество комплектов и прочитать множество статей, можно подобрать себе вполне достойный недорогой комплект аппаратуры, звучащий на уровне hi-end акустики. Главное не переусердствуйте. Порой случается так, что вы начинаете улавливать нюансы звука, различать, где низы рыхлые, где плотные, где слишком зажата звуковая сцена и т.д. Не надо перегибать палку. Умейте просто наслаждаться музыкой или фильмом.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]