Трехфазному двигателю наличие пусковой обмотки излишний элемент. Потребляя 380 вольт, врубается в сеть непосредственно, катушки статора сфазированы определенным образом. Требуется запуск от сети 230 вольт – умельцы начинают химичить. Появляются схемы звезды, треугольника, использующие конденсатор, обеспечивающий сдвиг напряжения на 90 градусов в произвольной обмотке относительно двух оставшихся. Первая выполняет роль пусковой, конденсатор должен отключаться, когда двигатель наберет обороты. Фактически из трехфазного мотора получается двухфазный. Конечно, можно сделать блок питания, выдающий три синусоиды, сдвинутые на 120 градусов друг относительно друга искусственным путем. Пускозащитное реле холодильника вторит принципами работы асинхронных двигателей, служит реализации функций, заложенных названием.
Схема подключения пускового реле холодильника
Эта деталь нужна для запуска асинхронного однофазного мотора компрессора. В подключении реле нет никаких сложностей. К статору двигателя подходит пусковая и рабочая обмотки. Первая участвует в пуске и запуске компрессора, вторая поддерживает ротор в рабочем состоянии, непрерывно подает переменный ток. Имеется пускозащитное реле, которое регулирует подачу и отключает питание на рабочую и пусковую обмотку.
Индукционное замыкание
На вход устройства подают питание: «ноль» и «фазу», на выходе последняя делится на 2 линии. Одна через пусковой контакт подходит к пусковой обмотке, другая соединяется с рабочей обмоткой мотора. В реле на рабочую обмотку подается ток через пружину, сопротивление которой довольно высокое, затем через соединение с биметаллической перемычкой. Этот элемент обладает свойством изгибаться в одном направлении под воздействием повышенной температуры. Как только в цепи ток сильно увеличивается, к примеру, если происходит замыкание между витками или заклинивает двигатель, пружина, которая соприкасается с перемычкой, нагревается. Последняя меняет форму, после чего контакт размыкается и компрессор выключается.
Для того чтобы запустить мотор в данной схеме используют катушку, последовательно подключенную в цепь с рабочей обмоткой. Когда ротор находится в неподвижном состоянии, подается напряжение, которое провоцирует повышение тока на катушке. Образуется магнитное поле, оно притягивает подвижный сердечник, он в свою очередь замыкает пусковой контакт. После того как ротор наберет обороты, происходит понижение тока в сети, уменьшение магнитного поля. Пусковой контакт размыкается компенсирующей пружиной либо силой тяжести.
Позисторное включение
Пускатель состоит из конденсатора и позистора, который является разновидностью теплового резистора. В схеме компрессора конденсатор установлен между шинами стартовой и рабочей обмотки. Этот механизм обеспечивает смещение фазы, которое нужно для того, чтобы включился мотор компрессора. Со стартовой обмоткой позистор подключен последовательно. При пуске его сопротивление незначительное, в эту минуту через обмотку протекает большой ток. Когда он проходит, позистор нагревается и сильно повышается его сопротивление. Из-за этого почти полностью блокируется вспомогательная обмотка. Остывает деталь после того, как на компрессор прекращается подача напряжения.
Схема холодильника с позистором
В современных бытовых холодильниках применяется пускозащитное реле с встроенным позистором (резистор, увеличивающий сопротивление при повышении температуры). Схема этого устройства (рис.2) аналогична индукционному реле, только вместо катушки для замыкания и размыкания пускового контакта используется позистор, подключенный в стартовую цепь.
При подаче питания на компрессор, температура резистора небольшая и он пропускает ток на пусковую обмотку. Так как у резистора изначально существует сопротивление, то он нагревается и размыкает цепь стартовой обмотки двигателя. Цикл повторяется после срабатывания термореле и последующего повторного включения холодильника.
Принцип работы пускозащитных реле холодильников
Чтобы установка, предназначенная для хранения пищи, работала исправно и бесперебойно, следует тщательно следить за ее техническим состоянием. Делать это гораздо проще, зная принцип работы важнейших узлов агрегата. Пусковое реле холодильника, именуемое в быту «включателем», отвечает за своевременное включение пусковой обмотки во время запуска оборудования, а также прерывает подачу тока, если мотор начинает вращаться с частотой в 75% от максимального показателя. Небольшая по размеру деталь выполняет ряд важнейших функций, поэтому любая ее неисправность может стать причиной серьезной поломки агрегата.
Принцип работы пускозащитного реле холодильника достаточно прост, в его основе – свойства биметаллической пластины, меняющей форму при нагревании. Последняя нагревается за счет контакта с проводящей ток спиралью. Если двигатель потребляет малое количество тока, спираль нагревается незначительно и не воздействует на биметаллическую пластину. Когда количество потребляемого тока увеличивается, разогретая спираль передает тепло пластине, она в свою очередь рассоединяет контакты в цепи питания компрессора. Проверить состояние пускового реле холодильника можно с помощью тестера – если сопротивление между контактами равно нулю, устройство работает исправно. Если же цепь разорвана, «включатель» следует заменить.
Почему не стоит медлить с заменой неисправного реле
Конечно, народные «умельцы» уже научились запускать холодильник без пускозащитного реле, соединив контакты напрямую. Однако мастера со стажем категорически не советуют этого делать. В холодильнике каждая деталь несет свою полезную нагрузку. И исключение из электрической схемы любой составляющей чревато перегрузками механизмов, перегревом двигателя и, в лучшем случае, поломкой мотора-компрессора, а худшем – пожаром. Собственно, само по себе название детали говорит о том, что оно необходимо для правильного пуска агрегата. А защитная часть реле как раз спасает технику от избыточной тепловой нагрузки. Проще говоря – от перегрева.
Поэтому не откладывайте замену. При выборе ориентируйтесь на марку и характеристики запчасти, снятой с вашего холодильника. В идеале следует приобрести точно такую же модификацию детали и точно так же подключить ее к холодильному агрегату.
Схема термореле холодильника
В электрической схеме термореле есть 2 входа от источника питания: один – ноль, второй – фаза. Последний вход расходится тоже на два: напрямую на рабочую обмотку и через разъединяющиеся контакты на пусковую обмотку.
При отсутствии для реле посадочного места, подключая его к компрессору, нужно четко знать, как соединять контакты. В этом поможет приложенная документация, но можно разобрать компрессор, чтобы понять расположение проходных контактов.
Возле выходов имеются символьные значения:
- общий выход – С;
- рабочая обмотка – R;
- пусковая обмотка – S.
Реле на моделях холодильников различаются методом крепления на компрессоре или на раме прибора. У этих устройств собственные токовые характеристики. Если предстоит менять реле, это необходимо учитывать.
Проверка термореле
Если ваш холодильник долго не отключается, постоянно работает или вовсе не включается, то в этом может быть виноват терморегулятор. Виновника необходимо демонтировать, а на оставшиеся контакты посадить перемычку. Если холодильник включился, то проверить сам термостат. Его помещают в емкость с холодной водой, а выходы прозванивают тестером или меряют сопротивление на выходе.
Прозвон контактов тестером
При отсутствии звукового сигнала либо при наличии сопротивления, термореле неисправно, его необходимо заменить.
Комплектация блока автоматики компрессора
Конструкция реле представляет из себя малогабаритный блок, оснащенный приемными патрубками, воспринимающим элементом (пружина) и мембраной.
К обязательным подузлам относят – разгрузочный клапан и механический переключатель.
Воспринимающий узел прессостата составлен из пружинного механизма, изменение силы сжатия которого осуществляется винтом.
Согласно заводским стандартизированным настройкам коэффициент упругости устанавливается на давление в пневмоцепи 4-6 ат, о чем сообщается в инструкции к прибору.
Недорогие модели эжекторов не всегда оснащены релейной автоматикой поскольку подобные приборы монтируются на ресивере. Тем не менее при длительном режиме работы для устранения проблемы перегрева элементов двигателя есть смысл устанавливать телепрессостат
Степень жесткости и гибкости элементов пружины подчинены температурным показателям окружения, поэтому абсолютно все модели промышленных устройств спроектированы для устойчивого функционирования в среде от -5 до +80 ºC.
Мембрана резервуара подсоединена к выключателю реле. В процессе передвижения она осуществляет включение и отключение прессостата.
Узел разгрузки подключен к воздухоподводящей магистрали, что позволяет выпустить в атмосферу из поршневого отсека лишнее давление. При этом происходит разгрузка подвижных частей компрессора от излишнего усилия
Разгрузочный элемент расположен между обратным клапаном эжектора и блоком компрессии. Если привод мотора прекращает работу, активизируется отдел разгрузки, посредством которого стравливается лишнее давление (до 2 атм) из поршневого отсека.
При дальнейшем старте или ускорении электромотора создается натиск, закрывающий клапан. Таким образом предотвращается перегруженность привода и упрощается запуск прибора в выключенном режиме.
Есть система разгрузки с временным интервалом включения. Механизм остается в открытом положении при старте мотора в течение заданного промежутка. Этого диапазона хватает для достижения двигателем максимального крутящего момента.
Механический выключатель требуется для старта и остановки автоматических опций системы. Как правило, в нем две позиции: «вкл.» и «выкл.».
Первый режим включает привод и компрессор действует по заложенному автоматическому принципу. Второй – предотвращает случайный запуск мотора, даже когда давление в пневмосистеме на низком уровне.
Запорная арматура позволяет избежать аварийных ситуаций при выходе из строя элементов схемы управления, например, поломки поршневого узла или внезапной остановки мотора
Безопасность в промышленных конструкциях должна находиться на высоком уровне. Для этих целей компрессорный регулятор оснащают предохранительным клапаном. Таким образом обеспечивается защита системы при некорректном действии реле.
При нештатных ситуациях, когда уровень давления выше допустимой нормы, а телепрессостат не срабатывает, включается в работу предохранительный узел и выполняет сброс воздуха.
Опционально в качестве дополнительного защитного оборудования в обзорном устройстве может использоваться и тепловое реле. С его помощью выполняется мониторинг силы подающего тока для своевременного отключения от сети при возрастающих параметрах.
Во избежание выгорания обмоток двигателя приводится в действие выключение питания. Установка номинальных значений осуществляется посредством специального регулирующего устройства.
Схема защиты холодильников
Автор рассказывает об одной из распространенных причин выхода из строя бытовых холодильников и предлагает два варианта устройства для их защиты.
В инструкциях по эксплуатации некоторых бытовых холодильников, например, STINOL, сказано, что их повторное включение в сеть допускается не ранее чем через 4…5 мин после отключения. Это время необходимо для конденсации и спада давления хладоагента. В противном случае пусковая нагрузка на электродвигатель компрессора слишком велика, что вызывает перегрев его обмоток. Именно в этой ситуации отказ двигателя наиболее вероятен.
Выполнить указанное требование без применения дополнительных устройств защиты невозможно. Бытовой холодильник включен круглосуточно. Чтобы вывести его из строя, бывает достаточно обычного для наших электросетей даже кратковременного перебоя подачи электроэнергии, особенно ночью или когда отсутствуют хозяева.
В таких случаях необходимо автоматически задерживать включение холодильника приблизительно на 5 мин после восстановления напряжения в сети. Именно эту функцию может выполнить таймер, схема которого показана на рис. 1.
Принципиальная схема
Он работает следующим образом. В первый момент после подачи сетевого напряжения конденсатор С3 разряжен и начинается его зарядка через резистор R3. Логический элемент DD1.1 служит пороговым устройством. Пока напряжение на его входах ниже порога переключения, на его выходе — высокий, а на выходе элемента DD1.2 — низкий логический уровень.
Транзистор VТ1 закрыт, ток в его эмиттерной цепи отсутствует. Поэтому тиристоры оптронов U1 и U2, а с ними и симистор VS1 закрыты. Цепь питания холодильника разомкнута.
Приблизительно через 5 мин напряжение на конденсаторе С3 достигнет уровня, при котором начнется изменение состояния элементов DD1.1, DD1.2 и открывание транзистора УТ1. Благодаря положительной обратной связи через резисторы R4 и R5 этот процесс развивается лавинообразно, ток через светодиоды оптронов U1, U2 нарастает скачком.
В результате фототиристоры оптронов поочередно открываются в начале каждого полупериода сетевого напряжения, а протекающий через них и резистор R6 ток открывает симистор VS1. Холодильник подключен к сети.
Если напряжение в сети исчезнет более чем на 1 2 с, конденсаторы С2 и С3 успеют разрядиться (последний — через диод VD6). Резистор R2 служит для ускорения процесса разрядки С появлением напряжения описанный выше процесс повторится и холодильник будет включен лишь спустя 5 мин.
Узел питания таймера собран по бес-трансформаторной схеме с гасящим конденсатором С1. Резистор R1 ограничивает бросок тока при включении. Выпрямленное диодным мостом VD1 — VD4 напряжение стабилизировано с помощью последовательно соединенных светодиода HL1 и стабилитрона VD5. Свечение светодиода является признаком наличия напряжения в сети
Таймер собран в корпусе от блока питания БП2-3 (так называемого сетевого адаптера), которым комплектовались некоторые микрокалькуляторы. Розетку для подключения холодильника укрепляют на корпусе блока со стороны, противоположной сетевой вилке, а внутри корпуса — печатную плату из фольгированного стеклотекстолита, показанную на рис. 2.
Детали и конструкция
Микросхему К561ЛЕ5 без какой-либо корректировки схемы можно заменить на К561ЛА7. Транзистор VT1 — серий КТ312, КТ315 с любыми буквенными индексами.
В качестве VD1-VD4 пригодны подходящие по габаритам маломощные диоды с допустимым выпрямленным током не менее 30 мА, а замену VD6 следует выбирать с малым обратным током, например, КД102Б, КД104А. Светодиод HL1 — любого цвета свечения с максимальным током 30 мА. Прямое падение напряжения на светодиодах разного типа может различаться на 1 …2 В, что следует учитывать при выборе стабилитрона VD5. Суммарное напряжение на стабилитроне и светодиоде не должно выходить за пределы 10…15В.
Конденсатор С1 — К73-17, С2 — любой оксидный, С3 — оксидный с малым током утечки, например, серии К52. Все резисторы — МЯТ или С2-33 указанной на схеме мощности Симистор VS1 (его класс по напряжению должен быть не менее 4) снабжают алюминиевым теплоотводом площадью в несколько квадратных сантиметров и крепят к плате, например, эпоксидным клеем.
Налаживание
Налаживание таймера сводится к установке требуемой задержки срабатывания подборкой резистора R3. Следует учитывать, что чрезмерное увеличение сопротивления этого резистора ведет к непостоянству задержки, вызванному влиянием токов утечек конденсатора С3 и между проводниками печатной платы.
Ток утечки оксидного конденсатора, длительное время не находившегося под напряжением, обычно увеличен. Поэтому обязательно проверьте задержку после того, как таймер непрерывно проработает не менее суток, и при необходимости установите ее еще раз.
Таймер на микросхеме К561ЛА7
Аналогичный по назначению и принципу действия таймер можно собрать по схеме, показанной на рис. 3. Его основное отличие в том, что нагрузку (холодильник) коммутируют не симистором, а с помощью реле К1. Триггер, переключающийся при достижении напряжением на конденсаторе С2 порогового уровня, образуют в данном случае элементы DD1 1 и DD1 4. Параллельно соединенные элементы DD1.2, DD1.3 — буферный каскад, управляющий электронным ключом на транзисторе VT1, в коллекторную цепь которого включена обмотка реле К1.
Резистор R5 нужен для ускорения разрядки конденсаторов после выключения сетевого напряжения. Протекающего через него тока недостаточно для удержания реле К1 в сработавшем состоянии. Трансформатор Т1, диодный мост VD1 и конденсатор С1 — узел питания таймера.
Светодиоды НL1 и НL2 служат для индикации наличия напряжения в сети и состояния таймера. Если ни один из них не горит, напряжение в сети отсутствует. С момента появления напряжения и до включения холодильника горит светодиод HL1. Затем он гаснет, и зажигается светодиод НL2.
Подбирая реле, следует учитывать, что его контакты должны быть рассчитаны на коммутацию тока в несколько ампер, потребляемого холодильником в пусковом режиме. В авторском варианте таймера применено реле РЭН-18, паспорт РХ4.564.706. Трансформатор Т1 — с напряжением на вторичной обмотке 6 В при токе нагрузки 300 мА.
Выпрямленное напряжение на конденсаторе С1 составило 7…8 В. Если имеется реле с большим напряжением срабатывания, напряжение на вторичной обмотке трансформатора следует соответственно увеличить. Однако при увеличении выпрямленного напряжения сверх 15 В микросхему DD1 следует питать через простейший стабилизатор с выходным напряжением не более указанного. Выход стабилизатора обязательно зашунтируйте резистором 1 кОм, создающим цепь разрядки конденсатора С2.
Таймер собран на плате из односторонне фольгированного стеклотекстолита. Монтаж почти всех цепей выполнен печатным способом, причем печатные проводники находятся вблизи одного из краев платы шириной 80 мм (рис. 4). С остальной ее поверхности фольга удалена, там установлены реле К1 и трансформатор Т1.
Плату закрывают крышкой из изоляционного материала с отверстиями под светодиоды и розеткой для подключения холодильника. Налаживание таймера сводится к установке требуемой выдержки подбором сопротивления резистора R1.
Хотите разбираться лучше других?
- Схема подключения компрессора холодильника. Как запустить компрессор холодильника без реле подключить, напрямую, двигатель, пускового, схема, пр — Где находится компрессор Двигатель компрессора вместе с поршневым насосом, клапанным механизмом и ресиверами для фреона принято устанавливать на демпфирующих пружинах внутри…
- Как подключить компрессор от холодильника с реле и напрямую — Один из самых важных элементов в холодильнике — это компрессор. Именно он запускает работу всей системы, перегоняя хладагент из конденсатора в испаритель. Неисправный же мотор…
- Подключение, ремонт и замена пускового реле холодильников «Атлант» — Фирма Атлант занимается производством холодильного оборудования более 50 лет и за это время зарекомендовала себя в качестве добросовестного производителя. Благодаря безупречной…
- Реле холодильника — схема подключения и как проверить на работоспособность — Конструкция и назначение Терморегулятор, который также называют термостатом, является одним из главных элементов холодильника. Он контролирует показания температурных датчиков и…
- Пусковое реле холодильника. Как проверить реле холодильника мультиметром самостоятельно — Из чего состоит пускозащитное устройство Рассмотрим конструкцию реле на примере «Таблетки». Интересующая нас деталь находится возле мотора-компрессора. Ее цвет черный, так как он…
Принцип работы пускового реле
Несмотря на большое количество запатентованных продуктов от различных производителей, схемы работы холодильников и принципы действия пусковых реле практически одинаковы. Разобравшись в принципе их действия можно самостоятельно отыскать и устранить неисправность.
Схема устройства и подключение к компрессору
Электрическая схема реле имеет два входа от источника питания и три выхода на компрессор. Один вход (условно – ноль) проходит напрямую.
Другой вход (условно – фаза) внутри устройства расщепляется на два:
- первый проходит напрямую на рабочую обмотку;
- второй проходит через разъединяющиеся контакты на пусковую обмотку.
Если реле не имеет посадочного места, то при подключении к компрессору необходимо не ошибиться с порядком соединения контактов. Распространенные в Интернете способы определения типов обмотки с помощью измерения сопротивления не верны в общем случае, так как у некоторых двигателей сопротивление пусковой и рабочей обмотки одинаковы.
Электрическая схема пускозащитного реле может иметь незначительные модификации в зависимости от производителя. На рисунке приведена схема подключения этого устройства в холодильнике Орск
Поэтому необходимо найти документацию или разобрать компрессор холодильника для понимания расположения проходных контактов.
Также это можно сделать при наличии символьных идентификаторов возле выходов:
- “S” – пусковая обмотка;
- “R” – рабочая обмотка;
- “C” – общий выход.
Реле отличаются способом крепления на раме холодильники или на компрессоре. Также они имеют свои токовые характеристики, поэтому при замене необходимо подобрать полностью идентичное устройство, а лучше – той же модели.
Замыкание контактов посредством индукционной катушки
Электромагнитное пусковое реле работает по принципу замыкания контакта для пропуска тока через пусковую обмотку. Основной действующий элемент устройства – соленоидная катушка, последовательно включенная в цепь с основной обмоткой двигателя.
В момент запуска компрессора, при статичном роторе, по соленоиду проходит большой стартовый ток. В результате этого создается магнитное поле, которое перемещает сердечник (якорь) с установленной на нем токопроводящей планкой, замыкающей контакт пусковой обмотки. Начинается разгон ротора.
При увеличении числа оборотов ротора, величина проходящего через катушку тока снижается, вследствие чего напряжение магнитного поля уменьшается. Под действием компенсирующей пружины или силы тяжести сердечник возвращается на исходное место и контакт размыкается.
На крышке реле с индукционной катушкой есть стрелка “верх”, которая указывает правильное положение устройства в пространстве. Если его разместить по-другому, то не произойдет размыкание контактов под действием силы тяжести
Мотор компрессора продолжает работать в режиме поддержания вращения ротора, пропуская ток через рабочую обмотку. Следующий раз реле сработает только после остановки ротора.
Регулирование подачи тока позистором
Выпускаемые для современных холодильников реле часто используют позистор – разновидность теплового резистора. Для этого устройства существует температурный диапазон, ниже которого оно пропускает ток с незначительным сопротивлением, а выше – сопротивление резко увеличивается и происходит размыкание цепи.
В пусковом реле позистор интегрирован в цепь, ведущую к стартовой обмотке. При комнатной температуре сопротивление этого элемента незначительное, поэтому при начале работы компрессора ток проходит беспрепятственно.
По причине наличия сопротивления позистор постепенно нагревается и по достижению определенной температуры происходит размыкание цепи. Остывает он только после прекращения подачи тока на компрессор и снова срабатывает на пропуск при повторном включении двигателя.
Позистор имеет форму низкого цилиндра, поэтому профессиональные электрики его часто называют “таблеткой”
Как найти неисправности
Учитывая незначительное количество элементов реле, можно последовательно проверить их на работоспособность. Для этого понадобится плоская отвертка и мультиметр.
Неполадки при работе реле
С конструктивных позиций, реле с катушкой является устройством с нормально разомкнутыми контактами, а позисторный вариант – с нормально замкнутыми контактами. Хотя и в том и в другом случае возможны варианты, когда при старте будет отсутствовать подача тока на пусковую обмотку или, наоборот, не сработает ее отключение.
Если компрессор исправен, но не включается по команде, поданной с блока управления холодильником, то это сигнализирует об отсутствие напряжения на пусковой обмотке статора.
Причиной этого может быть:
- разрыв электрической цепи;
- проблема контактной планки;
- перегрев позистора;
- срабатывание системы электрической защиты и ее невозврат в нормальное положение.
Если холодильник включается на 5-20 секунд, а потом отключается, то чаще всего это является следствием срабатывания защитного механизма реле.
Причины могут быть следующие:
- защитный механизм исправен, а срабатывание происходит по причине проблем в рабочей обмотке двигателя;
- защитный механизм исправен, но в реле не происходит размыкание контактов в цепи стартовой обмотки;
- защитный механизм неисправен, происходит ложное срабатывание при незначительном нагреве.
Так как причин неисправности может быть несколько, то необходимо провести полную диагностику пускозащитного реле холодильника.
Неисправности контактов электроцепи
Неисправность пускозащитного реле можно выявить с помощью мультиметра.
Для этого необходимо прозвонить три участка электрической цепи:
- Если на участке от входа до выхода на рабочую обмотку есть обрыв, то необходимо проверить место размыкания контактов защитным механизмом. Возможно, что он сработал и не вернулся в исходное состояние или окислились размыкаемые контакты.
- Если нет контакта на участке от входа до выхода на пусковую обмотку, то помимо банального разрыва токопроводящей жилы возможны два варианта: размыкание цепи защитным механизмом или отсутствие контакта через планку.
- Обрыв на прямом (нулевом) участке означает механическое повреждение цепи – его легче всего найти и исправить.
Если работа реле основана на использовании индукционной катушки, то необходимо принудительно поднять планку – иначе контакта не будет.
Нарушена работа позистора
Чтобы убедиться в том, что позистор работает исправно, необходимо проверить его в холодном и нагретом состоянии.
В первую очередь надо подождать, когда позистор остынет (достаточно 2-3 минуты в неработающем состоянии) и прозвонить его с помощью мультиметра. В случае отсутствия тока или регистрации большого сопротивления, позистор неисправен и его нужно заменить.
Для проверки способности разъединения, нужно подключить к позистору потребителя электроэнергии, например, стоваттную лампу накаливания. Для этого нужна электрическая вилка с двумя клеммами, которые подсоединяют на вход в устройство. Провода от лампы подсоединяют к разъемам, ведущим на ноль и пусковую обмотку.
При включении вилки в розетку лампочка загорится. Так как номинал проходящего тока в эксперименте значительно меньше, чем при пуске компрессора, то позистор будет долго нагреваться – для стоваттной лампы время реагирования составит 20-40 секунд.
Если через некоторое время лампочка погаснет, то устройство исправно. Если потребитель не будет обесточен, то это означает, что позистор нерабочий. В домашних условиях его ремонт невозможен, стоит он недорого, поэтому необходимо приобрести аналогичный по параметрам элемент.
Проблемы с контактной планкой
Существует два типа проблем с контактной планкой:
- не происходит пропуск тока при замыкании контактов;
- планка залипает и не опускается.
Первая проблема может возникнуть по причине окисления контактов. В этом случае необходимо их зачистить наждачной бумагой. Также причиной может быть искривление положения планки, тогда необходимо установить ее горизонтально.
Более сложная проблема – место сочленения планки и штыря, на который воздействует магнитное поле соленоида. Решение проблемы здесь индивидуальное и зависит от типа неисправности.
Залипание планки выражается в том, что она не отходит вместе с сердечником. Для этого необходимо почистить контакты, чтобы удалить клеящее вещество и сделать их гладкими.
Нештатное срабатывание токовой защиты
Если при прозвоне обнаруживается отсутствие контакта от входа до обеих обмоток, то, скорее всего, обрыв произошел в зоне защиты.
В большинстве случаев это или отход контакта, который размыкает биметаллическая пластина, или повреждение в районе нагревающей спирали.
Если исправить повреждение иначе не удается, то придется приобретать новое реле.
Как запустить и проверить работу
После ремонта необходимо проверить пусковое реле, для этого его следует подключить к холодильнику. Если устройство подсоединено правильно, но агрегат не запускается, возможно, неисправен компрессор. Чтобы проверить его состояние, необходимо отключить установку от сети, демонтировать «включатель» и подключить контакты непосредственно к двигателю. Затем следует включить терморегулятор и холодильник. Если оборудование запустилось без проблем, причина неполадки кроется в размыкателе электрической сети. Если же мотор не начал работать без управляющего устройства, из строя вышел компрессор. В каждой из перечисленных ситуаций желательно обратиться в специализированный сервисный центр.
Причины неисправности и замена
Причиной поломки прибора может быть естественный износ его деталей, механическое повреждение, обгорание или окисление контактов. Замену желательно доверить специалистам, поскольку качественно выполнить процедуру, не имея опыта, достаточно сложно. Иногда даже выявить причину поломки в домашних условиях невозможно из-за отсутствия необходимых приборов.
Починить реле холодильника мастера сервисного могут без перевозки аппарата в мастерскую. Таким образом, обратившись к профессионалам, вы сэкономите свое время и силы. К тому же, будете избавлены от необходимости самостоятельно искать нужную деталь и вникать в особенности ее установки.
Еще одним преимуществом обращения в сервисный центр является предоставление гарантии на работу и установленные комплектующие.
Если вы уверены в своих силах и полны решимости провести замену самостоятельно, не забудьте перед началом работ отключить холодильник от сети. Реле расположено рядом с компрессором. В первую очередь его следует демонтировать.
Если деталь держится на заклепках, их аккуратно высверливают, а затем во время установки новой запчасти заменяют винтами. Если прибор крепится с помощью защелок, их аккуратно отгибают отверткой. Чтобы отсоединить проводку, нужно аккуратно разжать зажим.
Новая деталь устанавливается в обратном порядке.
Проблема в компрессоре?
- Снимите компрессор и пускозащитное реле.
Под ним будет 3 контакта: пусковой и рабочей обмоток и общий. - На современных (особенно импортных) компрессорах на шильдике или наклейках изображают расположение контактов в соответствии с обмотками. Если нет — вооружаемся мультиметром и измеряем сопротивление
между ними. Сопротивление пусковой обмотки (между контактами ее и общим) для бытовых холодильников будет примерно 13 Ом. Рабочей — 43-45 Ом. Сопротивление между контактами обмоток будет равно суммарному, то есть 13+45=58 Ом. Допустимы колебания в зависимости от мощности и модели агрегата. - Изготавливаем несложный прибор, имитирующий работу пускозащитного реле: к вилке подключаем 2 двухжильных провода, один из которых размыкаем с помощью кнопки. Подключаем прямой провод к рабочей обмотке, разомкнутый к пусковой, общие — к общему контакту. Зажимаем кнопку, вставляем вилку в розетку. Если компрессор исправен — он заведется. После нескольких секунд работы отпустите кнопку, выключив пусковую обмотку.
Если результат неутешительный — можно попробовать понять, в чем проблема. Но ценность этих знаний сомнительна, ведь ремонт компрессора в большинстве случаев стоит дороже, чем покупка нового аналога,
да и не каждая контора возьмется за такую трудоемкую работу. И все же:
- Проблема, которую вы могли заметить еще при изготовлении своего «реле». При попытке измерить сопротивление мультиметр показал обрыв? Значит обмотки разорваны, контакта нет. Ремонт состоит в том, чтоб намотать их заново, но это слишком кропотливая работа.
- Поставьте мультиметр в режим прозвона и проверьте, не пробивает ли он на корпус. Один щуп поднесите к корпусу, другим поочередно прикасайтесь до контактов обмоток. Если прибор показал контакт — есть пробой, мотор сломался.
- При длительной работе под большой нагрузкой (никогда не забивайте полный морозильник теплого мяса!) компрессор может сильно перегреться. При этом происходит оплавление изоляции проводов в обмотке, она начинает работать, не задействуя всю свою мощность. Компрессор сильно греется, не может обеспечить давление для работы в обычном режиме, регулярно срабатывает тепловая защита.
- Другие, более серьезные аварии, вроде гидравлического удара. Громкий грохот где-то внизу холодильника вы точно заметите и, на будущее, знайте, что после такого компрессор можно просто отнести на металлолом.
«Как проводится замена пускозащитного реле холодильника? Почему реле приходит в негодность? Как самостоятельно заменить пусковое реле? Мы расскажем об этом более детально»
Бытовые и промышленные холодильники – это достаточно сложное инженерное воплощение. Они состоят из множества узлов и электронных плат. Все процессы в холодильном оборудовании взаимосвязаны и поломка одной маленькой запчасти может парализовать работу всего аппарата. То же самое может произойти из-за выхода из строя пускозащитного реле. Данный компонент предназначен для своевременного запуска компрессора. Мотор не в состоянии самостоятельно начать работу без этой маленькой коробочки, которая в свою очередь так же предохраняет компрессор от перегрева и работы на износ. Как только мотор начинает перегреваться, реле размыкает электрическую цепь. Ток не попадает на электрическую цепь и работа прекращается. Это защищает такой важный агрегат от преждевременной поломки.
Видео- замена реле в холодильнике
В случае неисправности и подозрении на неисправность пускозащитного реле требуется немедленная замена пускового реле холодильника
, иначе последствия могут быть необратимы, а компрессор придется полностью заменить. Впрочем, некоторые источники утверждают, что пускозащитное реле можно отремонтировать. Это абсолютно не так. Для возобновления работы холодильника и нормального функционирования поможет только
замена пускозащитного реле
.
Основные признаки неполадок пускового реле
Возникновение нехарактерных звуков при включении компрессора: дребезжание, щелчки, скрип, сильный гул.
Мотор-компрессор внезапно отключается сразу после запуска или не включается вовсе.
Пусковое реле очень часто включается, то запуская, то останавливая работу компрессора с различными интервалами времени.
Если вы стали замечать, что подобные признаки имеют место быть, необходимо как можно скорее вызвать мастера на дом и осуществить диагностику для установки точной причины, после чего выполнить ремонт холодильников недорого.
Стоимость замены пускозащитного реле
Замена пускозащитного реле
– работа не особо затратная. Гораздо дороже стоят другие ремонтные работы, связанные с устранением неисправностей, вызванных поломкой этого компонента. Неисправное реле может спровоцировать более серьезную неисправность, в частности вывести из строя компрессор. Замена компрессора обойдется в разы дороже, поэтому при первых же признаках поломки реле необходимо обращаться за помощью в сервисную службу. Таким образом, вы сможете значительно сэкономить и уберечь свою технику от необратимых последствий.
Говоря о стоимости услуг мастера, тут все индивидуально и зависит он нескольких пунктов:
Марки и модели вашего неисправного холодильника.
Цены нового компонента.
Сложности манипуляции, потому как в некоторых моделях требуется разборка корпуса холодильного аппарата.
Года выпуска бытового прибора и срока его использования (для моделей, старше 5 лет, проблематично найти подходящую деталь).
Конечная цена работы будет известна только после проведения диагностики. Наш специалист обязательно вам озвучит стоимость предстоящего ремонта и приступит к замене пускового реле, в случае вашего согласия. По завершении всех процедур мастер запустит холодильник в тестовом режиме и выпишет гарантийный талон.
Как провести замену реле холодильника
Для визуализации и обнаружения реле нужно развернуть холодильник задней стенкой. Реле располагается на компрессоре и имеет защитную пластмассовую коробку. Для замены нужно ее снять, предварительно отсоединив провода и клеммы. Проверьте контактные группы на обугливание. В случае необходимости зачистите их острым ножом и удалите лишнее. После этого замените пусковое реле, поставьте защитную крышку на свое место и подключите все провода на свои места. Провести замену реле холодильника самостоятельно
совсем не сложно, тем не менее, нужно знать основы пользования инструментом, а главное грамотно и точно диагностировать, что неисправен именно данный компонент. Подробно смотрите в видео.
Правила демонтажа термореле
Если холодильник вообще не включается, провести описанную выше диагностику будет невозможно. Вероятной причиной поломки можно назвать сбой электрики этого элемента.
Но проблемой может стать и неисправность компрессора, например, сгоревшая обмотка двигателя. Чтобы понять, нуждается ли термореле в замене, его придется снять с холодильника для исследования.
Обычно терморегулятор находится рядом с регулировочной ручкой, с помощью которой выставляют температуру воздуха в холодильной камере. Двухкамерные модели снабжены набором их двух таких ручек
Сначала нужно отключить холодильник от сети. Теперь следует обнаружить место, где он располагается, как было описано раньше. Обычно нужно снять регулировочную ручку, удалить крепеж и снять защитные элементы.
Затем необходимо внимательно осмотреть прибор, обратив пристальное внимание на провода, по которым подведено электропитание. Все они имеют различную цветовую маркировку в зависимости от назначения
Обычно для заземления берут желтый провод с зеленой полоской. Этот кабель нужно оставить в покое, а вот все остальные следует отсоединить и замкнуть друг с другом
Все они имеют различную цветовую маркировку в зависимости от назначения. Обычно для заземления берут желтый провод с зеленой полоской. Этот кабель нужно оставить в покое, а вот все остальные следует отсоединить и замкнуть друг с другом.
Теперь холодильник снова включают в сеть. Если прибор по-прежнему не включается, вероятно, терморегулятор исправен, а вот с компрессором имеются серьезные проблемы.
Если холодильник совсем не включается, причиной может быть не только неисправность термореле, но и поломка компрессора, например, перегоревшая обмотка двигателя
Если же двигатель заработал, можно сделать однозначный вывод о том, что реле нуждается в замене. Перед началом работ не помешает вооружиться смартфоном или фотоаппаратом, чтобы последовательно фиксировать все операции. При установке нового термореле эти изображения могут оказаться очень полезными, особенно для новичков.
Нужно четко запомнить какая жила кабеля была использована для каких целей. Обычно для соединения термореле с электромотором используют провод черного, оранжевого или красного цвета. На ноль ведет коричневая жила, желто-зеленый провод обеспечивает заземление, а чисто желтый, белый или зеленый – соединен со световым индикатором.
Для подключения термореле используются провода с различной цветовой маркировкой, нужно запомнить назначение каждого провода, чтобы не перепутать во время обратной сборки
Иногда снять испорченный регулятор бывает непросто, особенно при его наружном размещении. Например, в некоторых моделях холодильников “Атлант” приходится полностью снимать с петель дверцу камеры. Для этого необходимо удалить накладку, которая установлена над верхней петлей, и открутить скрытые под ней болты.
Перед тем, как удалить ручку регулировки, приходится также снимать заглушки и откручивать крепеж. Все эти операции нужно проделывать аккуратно. Крепежные элементы и накладки лучше хранить в небольшой емкости, чтобы они не потерялись. Собственно терморегулятор обычно привинчен к кронштейну, его нужно аккуратно снять, открепить и вынуть.
Если терморегулятор расположен внутри холодильной камеры, обычно он скрыт под пластиковым кожухом, где также может быть смонтирована лампа для освещения
На его место устанавливают новый терморегулятор, придерживаясь обратного порядка сборки. Иногда поломка терморегулятора связана с неисправностью так называемой капиллярной трубки или сильфона. Если заменить только этот элемент, реле можно оставить.
Чтобы выполнить эту процедуру, придется вынуть термореле, придерживаясь описанного выше способа. Сильфон нужно отсоединить от испарителя и аккуратно вынуть из корпуса прибора. Теперь устанавливают новую капиллярную трубку, присоединяют ее к испарителю, а реле монтируют на прежнее место, и присоединяют отключенные провода.
Как подключить и отрегулировать реле
Если холодильник совсем перестал включаться, то провести проверку будет по выше описанной схеме не представляется возможным.
Для начала следует произвести демонтаж. Выключите холодильник из розетки, удалите регулировочную ручку, крепеж и снимите все защитные элементы.
Для заземления используется провод желтого цвета (чаще всего на нем также имеется зеленая полоска).
Этот кабель не трогайте, а все остальные соедините друг с другом (лучше всего – установить специальную шину, которая соединяет контакты). Если после этого холодильник не включается, это означает, что проблема скорее всего в компрессоре.
Очень важно понимать и помнить какой именно провод для чего был предназначен.
Очень важно перед заменой проверить работу компрессора. Если компрессор работает исправно, значит следует осторожно снять реле и подключить на старые провода новое устройство. Помните, что перепутав провода, можно вывести из строя новое реле.
Чтобы отрегулировать компонент, советуем задействовать вышеописанную схему: поместите термометр внутрь камеры, запустите холодильник по максимуму и ожидайте выключения. Каждый раз настраивайте реле так, чтобы выключение мотора происходило одновременно с достижением установленной температуры.
Принцип работы реле холодильника
Пусковое электромагнитное реле работает по принципу замыкания контакта, который предназначен для того, чтобы сквозь пусковую обмотку пропускать ток. Главным действующим элементом является соленоидная катушка. В цепь с основной обмоткой мотора она подключена последовательно. Когда компрессор запускают при статичном роторе, по этой катушке проходит высокий стартовый ток. Это приводит к созданию магнитного поля. Оно двигает сердечник, на который поставлена планка, проводящая ток. Она замыкает контакт на пусковой обмотке. Ротор начинает разгоняться. Как только число его оборотов повышается, ток и напряжение уменьшаются. Сердечник под воздействием силы тяжести либо компенсирующей пружины становится на первоначальное место. Это приводит к размыканию контакта. Электродвигатель поддерживает вращение ротора, пропускает ток через рабочую обмотку. Потому реле срабатывает лишь после того, как ротор остановится.
Запуск мотора
По своей сути используемые в компрессорах приводные моторы – это однофазные асинхронные двигатели (АД), оснащенные пусковой обмоткой. Основу их конструкции составляют неподвижный статор с комплектом катушек и вращающийся ротор. Подвижная часть двигателя или ротор – это полый цилиндр из алюминия (его называют еще «беличьей клеткой»).
Статор двигательного агрегата содержит пару рабочих обмоток, одна из которых является основной, а вторая выполняет функцию пусковой. Они расположены по отношению одна к другой под прямым углом, либо наматываются в противоположных направлениях, образуя своеобразный «бифиляр». Протекающий по основной обмотке ток создает э/м поле с изменяющимся направлением вектора. При вращающемся роторе по закону э/м индукции в двигателе создается равнодействующая магнитных потоков (ЭДС). Как правило, ее достаточно для того, чтобы поддержать его вращение за счет протекающего по основной катушке тока.
Если ротор в начальном положении неподвижен (что считается нормой), то результирующая ЭДС приближается к нулевому значению. В этом случае для запуска двигателя потребуется дополнительное усилие, обеспечивающее требуемую величину пускового момента. Для этих целей и нужна стартовая катушка.
Для запуска и нормальной работы мотора токи в катушках должны быть смещены по фазе один относительно другого. По этой причине в его конструкции предусмотрен дополнительный, смещающий фазу элемент (дроссельный или конденсаторный). Как только двигатель развивает нужные обороты – необходимость в стартовой катушке отпадает.
Вывод: Для нормального запуска АД нужно задействовать сразу обе катушки (основную и пусковую). С другой стороны для режимного вращения ротора достаточно только одной – основной. Для своевременной коммутации этих цепей и используется пусковое реле, включаемое непосредственно перед компрессором.
Как проверить параметры работы компрессора холодильника
При неисправности или отсутствии включения, нужно мультиметром проверять сопротивление, так как, если есть поломка, то может ударить током. Другими словами, проверка тестером проводится для исследования обмотки, на предмет выявления ее повреждений. Мастера называют это прозваниванием. Проверить исправность компрессора холодильника первоначально можно по 3 основным параметрам.
Проверить параметры работы компрессора холодильника можно, но для этого нужны определенные знания
А именно, по:
- Сопротивлению;
- Давлению;
- Току.
Если обмотка действительно повреждена, то может прыгать уровень напряжения и перебрасываться на поверхность корпуса. Как правило, такое может происходить со старыми устройствами
Исправность холодильного оборудования проверяется посредством замера сопротивления в каждом контакте из 3 присутствующих, причем, вместе с корпусом оборудования, причем важно, чтобы в месте, где проводится прозванивание, не присутствовала краска. Если сопротивление обмоток не скачет, и нет повреждений, то на табло устройства для диагностики будет светиться значок бесконечности
В противном случае, компрессор можно назвать неисправным.
Нужно правильно включить клеммы имитатора в позистор к полости нагнетающего штуцера, все надежно подключить, а далее снимаются показатели именно при включенном компрессоре. Если на табло выводится давление в 6 атмосфер и цифра начинает увеличиваться, то диагностика подтверждает работоспособность устройства. Если давление будет ниже или начнет падать, то требуется замена корпуса давления.
Не менее важно прозвонить и узнать работает ли тепловое пусковое реле, что позволит определить то, что поступает ли на двигатель ток. Желательно взять за основу реле в рабочем состоянии, что подтверждает тестирование, а далее воспользоваться таким устройством, как мультиметр с клещами
После подключения рабочего реле на полость компрессора, требуется мультиметр. Проводится это посредством зажатия одного из проводков при помощи клещей. От того, какой мощностью обладает двигатель, напрямую зависят показатели на тестере. К примеру, если мощность составляет 140 Вт, то дисплей позволит снять показатели 1,3 В. Если мощность составляет 120 Вт, то показатели могут варьироваться в пределах 1,1-1,2 В. В этом случае пускозащитное реле исправно и пригодно для работы, однако чаще всего бывает то, что компрессор сломался, и специалисты рекомендуют начинать проверку именно с него.
Возможно ли и как подключить компрессор от холодильника без реле
Когда может потребоваться подключение компрессора холодильника напрямую без реле? При его неисправности, поломке, проблемах с проводкой. Все действия по подключению кондиционера стоит делать максимально правильно, что позволит исключить проблемы. В частности, первоначально проверяется обмотка на предмет пробивания и передачи тока на поверхность корпуса. Если есть места, где присутствует повреждение, при эксплуатации устройства вполне возможно получить удар током даже просто открыв дверь.
У компрессора 2 обмотки — пусковая и рабочая, которые соединены вместе через общую. Чтобы он заработал, нужно подать напряжение на пусковую, а затем переключить на рабочую
При проверке проводится:
- присоединение левой клеммы к выходу обмотки;
- присоединение правой клеммы на любую точку корпуса;
- тестирование первого, второго и третьего выхода.
Если прибор показывает надежность всех 3 выходов и отсутствие пробивания, то можно проводить подключение. Далее, посредством клеммников, проводится подключение компрессора к напряжению. Первоначально подключается привод общего вида, а потом рабочий. Ток рабочий привод осуществляется кратковременная подача тока за счет касания оголенного провода.
Как только происходит подача напряжения, холодильник гудит, а если прикоснуться к пусковому выводу, начинается включение и пойдут потоки воздуха. Оптимальным временем работы считается 15 мин, а также вполне возможно ощутить небольшой нагрев корпуса.
Назначение
После запуска двигателя компрессора в ресивере начинает повышаться давление.
Если ползунок реостата возбуждения R передвигать, то в цепь обмотки ШОВ будет вводиться резистор. Наличие свободного разъёма позволяет устанавливать контрольный манометр в месте, удобном пользователю. Контролируя давление по манометру, выставить необходимые значения.
Другие названия — телепрессостат и прессостат. Для этого вам придётся: Отсоединить от контактов проводку; Перекусить трубки мотора, соединяющие его с другими деталями; Изображение 4 — перекусывание трубки мотора Открутить крепежные болты и вынуть из кожуха; Отсоединить реле, посредством выкручивания винтов; Изображение 5 — отсоединение реле Далее нужно измерить сопротивление между контактами; Приложив щупы тестера к выходным контактам, в норме вы должны получить ОМ в зависимости от модели двигателя и холодильника. Рабочая система — это пружины разного уровня жесткости, которые реагируют на изменение давления.
Также могут присутствовать и другие вспомогательные механизмы, требующие включения: предохранительный или клапан разгрузки. Виды прессостатных устройств Вариаций исполнения компрессорного блока автоматики всего две. С помощью реле появляется возможность автоматической работы с поддержанием требуемого уровня компрессии в приемнике.
Рекомендуем: Как починить воздушную проводку
Воздушный компрессор из автодеталей
Она является самым крупным поставщиком на территории СНГ. Схема автоматизированного управления электрокомпрессором Второй контакт РВ1 через 15 с включает сигнальное реле Р2, его замкнувшийся контакт может вызвать срабатывание тревожной сигнализации, но к этому времени насос, навешенный на компрессор, успевает создать нужное давление в системе смазки, и реле давления масла РДМ размыкается, обрывая цепь тревожной сигнализации. Схема управления электроприводом пожарно-балластного насоса При подаче питания на схему, еще до начала работы двигателя, срабатывают электромагнитные реле времени РУ1, РУ2, РУ3 реле ускорения. Данный показатель обязан быть меньше номинального давления нагнетателя воздуха.
Обычно величину разности устанавливают в 1, бара. Если произойдет сбой в работе реле, и уровень сжатия в ресивере поднимется до критических значений, то во избежание аварии сработает предохранительный клапан, сбросив воздух.
Повторный пуск кнопкой КнП возможен при замкнутом в ее цепи контакте Rв, что соответствует положению ползунка Rв справа. В качестве действующей системы выступают пружинные механизмы с различной степенью жесткости, воспроизводящие реакцию на колебания в узле давления воздуха.
Если объектом сбоя работы был найден прессостат, профессионал будет настаивать на замене прибора. К тому же, в системе будет значительным и перепад давлений. Устанавливают контрольный манометр если в нём нет необходимости, то резьбовой вход также заглушают. Компрессор не может набрать обороты РЕМОНТ плохой старт FORTE VFL-50
Советы по подключению реле к холодильнику
Обычно установка новой детали не вызывает затруднений у тех, кто имеет хотя бы небольшие технические знания. Обратите внимание на тип прибора – ПЗР, РТК, Р-3, РП, РТК-Х, РТП. Принцип действия у них одинаков, отличаются они только способом крепления к компрессору. На крышке детали имеется указательная стрелка, которая поможет не допустить ошибок при установке.
Источники
- https://sdelai-lestnicu.ru/remont/zamena-termoregulatora-v-holodilnike-svoimi-rukami-instrukcia-proverka-neispravnosti
- https://septik27.ru/puskovoe-rele-dla-holodilnika-castye-polomki-i-sposoby-remonta-puskozasitnogo-rele/
- https://vph-holod.ru/remont/kak-proverit-rele-holodilnika.html
- https://TechnoSova.ru/dlja-kuhni/holodilnik/rele-shema-podkljuchenija/
Хотите разбираться лучше других?
- Как проверить работоспособность компрессора бытового холодильника самостоятельно — Поломка холодильника способна сильно усложнить жизнь. Конечно, проще всего обратиться в сервисный центр или вызвать мастера на дом. Но в случаях, когда эти варианты по каким-либо…
- Схема подключения компрессора холодильника. Как запустить компрессор холодильника без реле подключить, напрямую, двигатель, пускового, схема, пр — Где находится компрессор Двигатель компрессора вместе с поршневым насосом, клапанным механизмом и ресиверами для фреона принято устанавливать на демпфирующих пружинах внутри…
- Подключение, ремонт и замена пускового реле холодильников «Атлант» — Фирма Атлант занимается производством холодильного оборудования более 50 лет и за это время зарекомендовала себя в качестве добросовестного производителя. Благодаря безупречной…
- Как подключить компрессор от холодильника с реле и напрямую — Один из самых важных элементов в холодильнике — это компрессор. Именно он запускает работу всей системы, перегоняя хладагент из конденсатора в испаритель. Неисправный же мотор…
- Схема подключения компрессора холодильника Indesit: возможные неисправности, демонтаж и замена — Схема работы холодильника Холодильник состоит из: Компрессора, который бывает инверторного и линейного типа. После запуска компрессор начинает гнать фреон по системе, тем…
Защита токового типа реле
Асинхронный мотор представляет собой сложный электрический прибор, который подвержен поломкам. Если произойдет короткое замыкание, то сработает автоматический выключатель, установленный в распределительном щите.
При отказе вентилятора, который охлаждает обмотку и механические подвижные элементы, среагирует встроенная тепловая защита компрессора.
Однако может возникнуть ситуация, когда мотор длительное время (более 1 секунды) начинает потреблять ток больше номинального в 2-5 раз. Чаще всего это происходит при незапланированной нагрузке на валу, возникающей из-за заклинивания двигателя.
Сила тока возрастает, однако не достигает значений короткого замыкания, поэтому подобранный по нагрузке автомат не сработает. Причин отключения у тепловой защиты тоже нет, так как температура за такой короткий промежуток времени не изменится.
Единственный способ оперативно среагировать на возникшую ситуацию и избежать оплавления рабочей обмотки – срабатывание токовой защиты, которая может быть установлена в разных местах:
- внутри компрессора;
- в отдельном токозащитном реле;
- внутри пускового реле.
Устройство, сочетающее функции включения пусковой обмотки и токовой защиты двигателя называют пускозащитным реле. Большинство компрессоров холодильников комплектуют именно таким механизмом.
Действие токовой защиты основано на трех принципах:
- при увеличении силы тока возрастает сопротивление, что приводит к нагреву токопроводящего материала;
- под действием температуры происходит расширение металла;
- термический коэффициент расширения для разных металлов отличается.
Поэтому используют биметаллическую пластину, которая сварена из металлических листов с отличающимися коэффициентами расширения. Такая пластина изгибается при нагреве. Один ее конец фиксируют, а второй, отклоняясь, размыкает контакт.
Пластина рассчитана на температурное реагирование при прохождении тока определенной силы. Поэтому при замене пускозащитного реле необходимо проверить его совместимость с установленной моделью компрессора.
Схема холодильника Орск
Замена датчика-реле температуры (терморегулятора)
Снять поддон внутреннего шкафа холодильной камеры. Ослабить винты крепления трубки сильфона терморегулятора к испарителю. Освободить трубку сильфона терморегулятора из-под держателя трубки. При отсоединении трубки сильфона от стенки испарителя сохранить прокладки между трубкой и стенкой испарителя.
Снять ручку терморегулятора, потянув ее влево на плафоне освещения внутренней полости холодильника. Снять плафон освещения, для чего извлечь винт, соединяющий плафон освещения со стенкой шкафа, вывести из зацепления зубец в верхней его части. Затем движением от себя освободить плафон.
Снять терморегулятор и заменить его новым, установив в обратной последовательности.
Замена пускозащитного реле на мотор-компрессоре типа К4N
Отвернуть отверткой два винта крепления крышки реле и снять крышку. Отвернуть два винта крепления реле к кожуху мотор-компрессора, отсоединить контактную колодку от проходных контактов мотор-компрессора.
Отсоединить контактные разъемы электрооборудования холодильника от пускозащитного реле, для чего отвернуть два винта крепления стягивающих скоб и вывести разъемы из зацепления. Установить реле на мотор-компрессор в такой последовательности.
Поставить контактную колодку на проходные контакты мотор-компрессора. Вставить реле в кожух мотор-компрессора. Завернуть два винта крепления реле к кожуху мотор-компрессора. Вставить контактные разъемы в зацепление с контактными штырями разъема, поставить на свои места фарфоровые стягивающие скобы, вставить в них винты и завернуть отверткой. Поставить крышку реле, вставить два винта крепления крышки реле к кожуху мотор-компрессора и завернуть их (рис. 2).
Замена пускозащитного реле типа РТК-Х
При замене реле РТК-Х его устанавливают непосредственно на проходные контакты кожуха мотор-компрессора.
Реле РТК-Х демонтируют в следующем порядке. Вывести из зацепления прижимную скобу и снять ее. Снять электрозащитную скобу с корпуса реле. Отсоединить пластинчатые контактные разъемы электрооборудования холодильника от штырей пускозащитного реле. Снять с проходных контактов кожуха мотор-компрессора пускозащитное реле и заменить его новым.
Новое реле установить в обратной последовательности (рис. 3).
Электрическое сопротивление обмоток компрессора холодильника
Независимо от того, какой холодильник нужно продиагностировать и как он выглядит, нужно обращаться к специалисту. Часто плохой запуск из-за того, что реле 103n0021 не может расклинить контакты пуска, у производителей Атлант, Индезит и Аристон.
Помимо этого, желательно прозвонить устройство на предмет пробоев, что позволит исключить вероятность получения электротравмы.
При проверке, осуществляется замер между поверхностью корпуса и контактами. Для этого на корпусе находится определенная точка, и за нее закрепляется клемма, причем выбирается место без краски. Поочередно проводится подключение второй клеммы к контактам и, если сопротивление нормальное, то мультиметр покажет знак бесконечности. Если такого значка нет, значит где-то, есть неисправность, а потому требуется провести снятие крышки на пусковом реле, отключение этого устройства.
Сопротивление проверяется посредством омметра в определенной последовательности:
- Сверяется сопротивление между контактами, расположенными снизу.
- Проводится исследование между теми контактами, один из которых расположен снизу слева и сверху слева.
- Исследуется нижний и верхний правый контакт.
Все полученные данные нужно сверить со специальной таблицей, что позволит получить ответ об оптимальном значении сопротивления именно для данной модели. Важно помнить о том, что сопротивление пусковой обмотки намного выше рабочей, однако крайне редко в импортных моделях, это может быть наоборот.
Что даёт проверка
Такие неисправности, как замена пружинки или восстановления крепления контактной планки на сердечнике соленоида, в принципе, можно устранить своими руками. Но пришедший в негодность позистор или раскрошившийся в процессе службы корпус, особенно в месте крепления клемм — уже не отремонтировать. Поэтому: предлагаем
купить реле для холодильника в Магазине Запчастей бытовой техники.
У нас работают опытные специалисты — они подберут реле по обозначению или по марке холодильника.
Неисправность автоматики и электроснабжения
Как правило, неисправности электрического характера легко устранить. По крайней мере, легче, чем поломки самого компрессора. Рассмотрим их подробнее:
- Наиболее распространенная проблема — поломка пускозащитного реле.
При этом холодильник может просто не реагировать на подачу тока, а может производить характерный «электрический» гул в течении нескольких секунд, после чего ток будет отключен тепловой защитой. Если быть внимательным, то замена реле может быть произведена самостоятельно. Вам нужно запомнить (зарисовать) расположение проводов, снять его (небольшая пластиковая коробочка около компрессора или на нем самом), пойти в магазин холодильного оборудования и попросить такое же. После чего установить его в обратном порядке. Помните, что неправильное подключение реле может вывести компрессор из строя, поэтому будьте предельно внимательны. - Другая причина встречается реже, но все же имеет место быть. Это неисправность термостата.
Из-за ошибочных показаний датчика он может решить, что в холодильнике уже достаточно низкая температура и не будет замыкать цепь компрессора. Диагностика тут проста: снимите термостат (небольшой пластиковый корпус внутри холодильника, на котором расположен регулятор температуры), запомнив расположение проводов. У старых холодильников к нему обычно подключаются 2 провода, которые и являются цепью компрессора. В новых моделях там может быть множество других, но нас интересуют именно эти 2. Замкните их напрямую, минуя термостат. Если компрессор запустился — смело идите в магазин и покупайте замену. - Современные холодильники все больше отдают под управление цифровой автоматики. Множество датчиков, контроллеров и сложные схемы позволяют полностью контролировать процесс работы, предупреждая о любых ошибках, делая ее экономной и бесшумной. Но, усложнение любой схемы ведет к неизбежному усложнению её ремонта. Если вы подозреваете, что проблема в контроллерах
— обратитесь к специалисту по автоматике.