Hi-Fi звук, мифы и реальность – эволюция и развитие звука


Максим Жуков 09.04.2018

8052

Что такое Hi-Fi звук – мифы и реальность. В этой статье приводится краткая историческая справка аудиотехнологий, а так же рассмотрены популярные в среде меломанов мифы. Для понимания что такое Hi-Fi звук, желательно хотя бы вкратце знать о эволюции звучания, с чего все начиналось и на каком этапе развития мы сейчас находимся.

  • Миф №1. Современные виниловые пластики обладают хай-фай звучанием;
  • Миф №2. Запись на винилах в корне отличается от магнитофонной;
  • Миф №3. В аналоговых магнитофонах чисто аналоговый звук;
  • Миф №4. Теплый ламповый звук и «холодный» транзисторный;
  • Миф №5. Качество CD – это качество HI-FI;

Цены на качественные наушники для музыки (в 2021 году):

Изобретение звукозаписи, аналоговая эпоха, механический период


Все началось с изобретением звукозаписи. Звуковую запись народной песни, сделал французский изобретатель Эдуар Леон Скотт де Мартенвиль в 1860 году, с помощью устройства, получившее название «фоноавтограф». Её протяжённость составляет 10 секунд и представляет собой отрывок из французской народной песни. Фоноавтограф процарапывал звуковые дорожки на листе бумаги, вычерненном дымом от масляной лампы. Естественно о качестве звучания тогда речь еще не шла. Главное было то, что звук вообще удалось записать и воспроизвести.

В 1877 году французский учёный Шарль Кро впервые научно обосновал принципы записи звука на барабан (или диск) и его последующего воспроизведения. В этом же году, а именно — в середине 1877 года, молодой американский изобретатель Томас Эдисон изобрёл и запатентовал прибор фонограф, в котором звук записывается на цилиндрическом валике, обёрнутом оловянной фольгой (или бумажной лентой, покрытой слоем воска) при помощи иглы (резца), связанной с мембраной; игла вычерчивает на поверхности фольги винтовую канавку переменной глубины. Его фонограф с восковым валиком не получил широкого распространения ввиду сложности копирования записи, быстрого изнашивания валиков и плохого качества воспроизведения.

Что такое hi-fi и зачем он нужен

Где мы? Добро пожаловать в The Chord Company. Мы тут любим хорошую музыку и любим слушать ее на хорошей hi-fi аппаратуре. Ну и зачем нужны все эти провода? Они используются для улучшения качества звучания систем стерео и ДК – собственно любой аудио и видео технике нужны провода для соединения устройств между собой и с сетью. У hi-fi проводов то же назначение? Да, но не прекращай читать в этом месте. Уже сам тот факт, что ты открыл эту статью – хороший знак. Это значит, что ты любишь музыку, а hi-fi система поможет любить музыку еще сильнее. Может быть, это будет твое лучшее приобретение в жизни. Ты думал, что hi-fi – это странное увлечение не вполне нормальных людей? Это не так. Это всего лишь средство достижения цели. Основная причина покупки hi-fi только одна – так ты можешь добиться наилучшего качества воспроизведения своей любимой музыки. И ты можешь, ты действительно можешь. Независимо от того, какую музыку ты любишь, впечатления от первого ее прослушивания на приличном hi-fi всегда фантастические. Ты обязательно услышишь много нового, того, чего никогда не слышал раньше, в тех песнях, которые знаешь и слушаешь годами. Это новый взгляд на то, что казалось хорошо знакомым. Разве hi-fi не стоит больших денег? Стоит, да, но, вообще, конечно, не должен. Посмотри повнимательнее на то, что есть на рынке, и ты сможешь собрать очень приличный комплект для прослушивания CD (CD-плеер, усилитель и колонки) меньше чем за £500. Гарантирую, что уже от такой системы ты получишь гораздо больше удовольствия от прослушивания музыки, чем раньше. И это то, для чего нужен hi-fi, для большей вовлеченности, больших эмоций, больших впечатлений. Это то, что доставляет удовольствие и поднимает настроение. И да, это больше деталей и нюансов в той музыке, которую ты привык слушать и знал. Правда, клево? Вложи еще немного и получишь больше – не больше размером и не мощнее, а лучше для твоей музыки. Я коллекционирую винил. Что мне делать? Ты удивишься, насколько дешево может стоить приличный проигрыватель, и, скорее всего, будешь шокирван, насколько хороший проигрыватель улучшит качество звучания твоих пластинок. А если вся моя музыка у меня в смартфоне? Никаких проблем. Есть огромное количество девайсов, с помощью которых ты можешь подключить свой смартфон прямо к hi-fi системе и, знаешь, парень, это действительно очень существенно улучшит звучание. Есть аппараты, с помощью которых можно слушать музыку с любого носителя. Очень простой найти устройства, которые подключаются по USB. Это значит, что любая музыка, которая хранится на твоем компьютере, может звучать через hi-fi. Не только громче, но лучше. Более детально, захватывающе, увлекающе. Очень просто открыть доступ музыке в твою жизнь. Кажется, что hi-fi – это слишком сложно? Я понимаю, но это только на первый взгляд. В какой бы стране ты ни находился, наверняка, там есть много любителей hi-fi, много продавцов в салонах этой техники. Поверь, большинство из них не стремятся просто содрать с тебя денег, большинство из них такие же фанатики качественного звука, просто поговори с ними, и они помогут тебе сделать так, чтоб твоя музыка зазвучала лучше. Не надо заморачиваться на басах, средних и высоких частотах и прочих аудиофильских штучках, которые любят обсуждать на форумах. Просто слушай свою музыку, как она звучит. Все, что тебе нужно знать – нравится тебе или нет. Гарантирую, что любой продавец hi-fi с радостью позволит тебе просто прийти и послушать то, что тебе нравится. Поэтому возьми парочку своих любимых композиций (на каком бы носителе они ни были), отправляйся в ближайший шоурум и слушай. Судить о системе можно только одним способом – лучше или хуже она звучит. Не знаешь, куда пойти – обратись к нам, мы найдем ближайший к тебе салон, и тебя там встретят как родного. Бери любимые диски, смартфон или ноутбук, выбирай место. А потом расслабься и получай удовольствие. Нигель Финн (Nigel Finn)

Граммофон и граммзапись на пластинке


В 1887 году американский инженер еврейского происхождения Эмиль Берлинер, предложил использовать для записи носитель в форме диска. Работая над своей идеей, Берлинер сначала построил и опробовал прибор Шарля Кро, предложенный 20 лет назад, применив пластинку из цинка вместо хромовой. Эмиль Берлинер заменил валики дисками — металлическими матрицами, с которых можно было тиражировать копии. С их помощью и прессовались граммофонные пластинки. Одна матрица давала возможность напечатать целый тираж — не менее 500 пластинок, что значительно снижало расходы на изготовление, и, соответственно, на стоимость продукции. В этом состояло главное преимущество грампластинок Эмиля Берлинера, по сравнению с восковыми валиками Эдисона с трудом поддававшиеся тиражированию.

  • В отличие от фонографа Эдисона, Берлинер для записи звука разработал специальный аппарат — рекордер;
  • А для воспроизведения звука создал другой — граммофон, на который и был получен патент 26 сентября 1887 года;

Вместо глубинной записи Эдисона Берлинер применил поперечную, при которой игла оставляла извилистый след постоянной глубины. В XX веке мембрана была заменена микрофонами, преобразующими звуковые колебания в электрические, и электронными усилителями.

Для грамофона (еще не электрического, а механического) появился свой носитель и формат, в одном лице — граммофонная пластинка.


В 1892 году был разработан способ гальванического тиражирования с позитива цинкового диска, а также технология прессования грампластинок из эбонита, при помощи стальной печатной матрицы. Но эбонит стоил довольно дорого и в скором времени был заменен композиционной массой на основе шеллака — воскоподобного вещества, вырабатываемого тропическими насекомыми из семейства лаковых червецов, обитающих в юго-восточной Азии. Пластинки стали качественней и дешевле, а значит, доступнее, но их главным недостатком была малая механическая прочность — по хрупкости они напоминали стекло. Шеллачные пластинки выпускались до середины XX века, пока не были вытеснены более дешёвыми и небьющимися — из винилита (сополимера винилхлорида и винилацетата), т.н. виниловые пластинки. Одна из первых виниловых грампластинок была выпущенная в 1897 году, фирмой Victor в США.

Первые серийные пластинки имели диаметр 6,89 дюймов (175 мм) и назывались 7-дюймовыми. Этот старейший стандарт появился ещё в начале 1890-х годов. Обозначаются такие грампластинки как «7″», где «″» — знак дюйма. В начале своей эволюции грампластинки имели высокую скорость вращения и большую ширину дорожки, что значительно снижало длительность звучания — всего 2 минуты на одной стороне.

Двусторонними грампластинки стали в 1903 году, благодаря разработкам . В этом же году появились первые 12-дюймовые (12″) грампластинки реальным диаметром 11,89″ (300 мм). До начала 1910-х годов на них выпускали в основном отрывки из произведений музыкальных классиков, так как на них помещалось в общей сложности до пяти минут звучания.

Третьим, наиболее популярным, стал размер 10 дюймов (10″), или 250 мм. На таких пластинках помещалось в полтора раза больше материала, чем на стандартную 7-дюймовую.

Три основных типоразмера пластинок — 12″, 10″ и 7″ — традиционно называются «гигант», «гранд» и «миньон», соответственно.

Основные параметры Hi-Fi наушников

Классификация по основным параметрам:

Тип конструкции

  • Вставные. Самый простой и распространённый тип. Имеет второе название – «вкладыши».
  • Внутриканальные. Они помещаются в ушной канал гораздо глубже, чем вставные. Это обеспечивает хорошую концентрацию звука. Их второе название – «вакуумные» или просто «затычки».
  • Накладные. Источник звука в таких устройствах находится на некотором расстоянии от слухового прохода.
  • Полноразмерные наушники. Именно они создают лучшую звукоизоляцию, так как охватывают ухо полностью.

Акустическое оформление.

  • Открытые. У таких наушников в динамиках имеются прорези. Это исключает эффект «воздушной подушки», но при этом, звуки извне становятся более отчётливыми.
  • Закрытые. Звук от внешних источников в таких моделях изолирован, так как корпус лишен перфораций.

Способ передачи сигнала

  • Проводные. Они являются наиболее распространёнными. Сигнал подаётся непосредственно по проводам. Их недостатком является то, что провода периодически запутываются, ломаются и могут прийти в негодность. Monster n tune200 am17 – популярная модель данного класса.
  • Беспроводные. Их можно разделить на инфракрасные, радио, Bluetooth и Wi-Fi наушники. Яркими представителями можно назвать audio technica ath dsr7bt и monster n tune200 am17.

Электрический звук — начало

Рекордер для записи на медный мастер-диск (Германия, начало 1930-х гг.). Справа — суппорт с резаком, слева — микроскоп для визуального контроля записываемой звуковой дорожки.

В конце 1920-х годов произошла первая революция в мире грамзаписи, когда вместо способа записи через рупор стали пользоваться электроакустическим методом — запись через микрофон. Революция произошла не случайно — электромеханика, электроника и механика подошли к тому, что бы это стало возможным. Родоначальниками электрического звука стали сначала телефон, а затем радио. За счёт уменьшения искажений частотный диапазон расширился с 150–4000 до 50–10000 Гц. Это можно считать первым шагом в мир Hi-Fi. Естественно, что на дорогих аппаратах звук был лучше и обладал уже довольно естественным звучанием.

В 1930-х годах пластинки выпускались с одной композицией на одной стороне, и часто один концерт одного исполнителя продавался комплектом пластинок по несколько штук, обычно в картонных или, реже, кожаных коробках. Из-за внешнего сходства таких коробок с фотоальбомами их стали называть record albums («альбомы с записями»).

Рейтинг

На основании предпочтений потребителей, выраженных в объемах продаж и количестве положительных отзывов, был составлен рейтинг 2021 года для акустики высокого класса. В него вошли модели с доступной ценой, качественным звуком и несомненным удобством использования.

Heco Ascada 600 Tower

Плюсы

  • стильный дизайн
  • напольная установка
  • качественный встроенный усилитель
  • отличная сборка
  • беспроводное соединение

Минусы

  • при беспроводном канале связи возможны сбои из-за внешних помех
  • в комплекте соединительные кабеля среднего качества
  • скромная суммарная мощность

От 79190 ₽

Данная аудиосистема – идеальный выбор для квартиры. Ей не нужны внешние усилители, фильтры частот. Поддерживается беспроводное подключение устройств. Достаточно скромная мощность, тем не менее – достаточна для квартиры, не позволяет выявить недостатков при воспроизведении крайне низких частот. Акустика звучит сочно и доставит немало удовольствия.

Jamo S 805 HCS

Плюсы

  • хороший звук
  • качественная сборка
  • продуманная система ножек
  • двухполосные аудиосистемы
  • хорошая выходная мощность

Минусы

  • без сабвуфера
  • для задних колонок не продумана установка
  • нет встроенного усилителя

От 41990 ₽

Рассчитанный на использование внешнего усилителя, данный комплект акустики может стать удобным вариантом для тех, кто хочет построить систему с идеальным звучанием. Подключая Jamo S 805 HCS к специальному усилителю, можно получить качественную, объемную, трехмерную звуковую картину. Однако она не будет аутентичной без использования сабвуфера, который нужно будет согласовывать с параметрами основной акустической системы.

Monitor Audio MR6

Плюсы

  • оптимальное соотношение цены и качества
  • фазоинверторная система с возможностью закрыть выходная
  • стильная классика
  • продуманная напольная конструкция
  • поддержка входов Bi-wiring, bi-amping

Минусы

  • нельзя закрыть оба отверстия фазоинверторов для получения закрытого корпуса
  • звук утилитарный, сухой, с ограниченной частотной полосой
  • сделано в Китае, не соответствует спецификациям бренда

От 21500 ₽

Данная акустика – оптимальный выбор для тех, кто хочет получить хороший звук за приемлемые деньги. Замечаний к работе системы нет. Однако хвастаться перед друзьями не получится. Система скорее утилитарная, простая, звучит без оттенков, просто качественно воспроизводит поданный сигнал. Несомненным достоинством является поддержка входов Bi-wiring / bi-amping класса Hi End.

Vector HX100

Плюсы

  • компактный корпус потолочного крепления
  • хороший звук, 2 полосы с большим НЧ динамиком
  • фазоинверторная
  • наличие раздельного входа Bi-wiring для НЧ и ВЧ сигнала
  • позолоченные контакты

Минусы

  • пассивная, сложный подвод проводов
  • узкая полоса воспроизводимых частот
  • в комплекте нет проводов подключения
  • относительно тонкие стенки корпуса из МДФ

От 15015 ₽

Данную акустику можно использовать только в качестве дополнительного источника звука. Она удобна в роли тыловых динамиков, в том числе из-за характера крепления. Несомненным плюсом является наличие позолоченных раздельных входов для частотных сигналов. Однако узкий диапазон воспроизводимых частот не позволяет использовать данные колонки в роли основного источника звука.

Первый Hi-Fi, винилы


В 1948 году крупнейшая по тем временам и одна из старейших фирм грамзаписи США «Columbia» впервые выпустила так называемую долгоиграющую пластинку, или Long Play (LP), рассчитанную на скорость вращения 33⅓ об/мин. Способы увеличения длительности звучания производились и раньше — например, во время Второй мировой войны в Соединённых Штатах выпускались «В»-диски. Выпуск долгоиграющих пластинок был продиктован, в основном, конкурентной борьбой с магнитными аудионосителями.

Чтобы конкурировать по цене с лентами или не потерять в качестве звучания, был изобретён новый материал — винилат. Это новшество дало возможность значительно расширить диапазон записываемых частот до 50–16 000 Гц, полностью сохранить тембр звука, а также увеличить динамический диапазон записи до 50–57 дБ, снизить уровень шумов и намного продлить качественное звучание. В 1958 году появились стереопроигрыватели и стереопластинки. Это можно уже назвать Hi-Fi характеристиками=) того времени.

[/su_spoiler]

Что означает аббревиатура Hi-Fi

Если человек слышит, что качество звука соответствует уровню Hi-Fi, то он представляет, что речь идёт об аппаратуре, обеспечивающей впечатляющий уровень воспроизведения audio. Разберёмся, о чём говорит это обозначение.

«Hi-Fi» представляет собой сокращение от «High Fidelity». В переводе на русский это означает «высокая верность». Нужно заметить, что формулировка не говорит о точности или чёткости звучания. «Fidelity» в данном случае означает, что передача звука выполняется без искажений.

Критерии качества при передаче существовали с самого начала существования звуковоспроизводящей техники. Так, в 19 столетии отличным качеством считалось воспроизведение голоса человека, при котором собака узнавала голос хозяина. Со временем требования выросли.

Обозначение Hi-Fi стало распространённым в 50-х годах 20 века. В это время получили широкое распространение виниловые диски, началось использование магнитофонов, появилось вещание в FM диапазоне. Распространение звуковоспроизводящей техники обусловило необходимость появления стандартов качества звука.

Однако фактически их появление нужно отнести к 1924 году, когда в лаборатории Bell Labs была изобретена электрическая запись звука. На то время это означало резкое увеличение качества по сравнению с механическим методом. В то время критерием точности звучания был используемый диапазон частот. К середине 30-х он составлял 30-8000 Гц.

Гарольдом Хартли

В 1932 году инженер Хартли задолго до появления смартфонов впервые использовал обозначение Hi-Fi. Оно стало широко использоваться в рекламе. В 60-е годы Hi-Fi фактически стало стандартом качественного звучания. В это время появился стандарт DIN45500, в котором были представлены количественные характеристики рассматриваемого стандарта. На современном сленге речь идёт о Hi-Fi.

В нём в качестве критериев использовались такие показатели:

  • неравномерность амплитудно-частотной характеристики;
  • диапазон доступных для воспроизведения частот;
  • коэффициент нелинейных искажений;
  • соотношение сигнала и шума.

С течением времени выяснилось, что требования этого стандарта не были полными. Они не включали в себя некоторые важные характеристики звучания. К ним относят интермодуляционные характеристики, демпинг-фактор, импульсные характеристики и другие.

Кроме того, за прошедшие десятилетия звуковоспроизводящая техника сделала значительный шаг вперёд, превзойдя требования, относящиеся к Hi-Fi. На сегодняшний день указанным требованиям соответствует не только продукция лидеров рынка, но и большинства производителей.

Таким образом сегодня этот стандарт не является эталоном высокого качества работы, а представляет собой требования, которым удовлетворяет большинство звукозаписывающей продукции производителей во всём мире.

Сейчас, вероятно, настало время для создания нового стандарта, который бы установил критерии качества воспроизведения звука с учётом опыта, накопленного за последние десятилетия.

Миф №1. Современные виниловые пластики обладают хай-фай звучанием


Конечно, частотный диапазон в 50–16 000 Гц и динамический диапазон 50–57 дБ (при условии что у вас дорогой проигрыватель винилов высокого класса) дает вполне реалистичное звучание, особенно для неискушенного слушателя =) . Но любой слушатель с опытом, сможет отличить современную высококачественную запись, в одном из новых цифровых форматов без потерь, от звучания граммзаписи.

Современная граммзапись не продвинулась далеко в перед. Проигрывание винилов это в первую очередь дань истории. Важен сам процесс, ритуал, качество звучания отходит на второй план. Конечно немалый процент людей со мной не согласится. Более того — в сети, на не безызвестных торрентах существуют вопиюще дикие случаи когда предлагается скачать огромные файлы с оцифровкой винилов в качестве 24 бит 192 КГц=))). Но оставим это людям с «нежными» ушами.

Практически все меломаны незнакомы с радиоинженрным делом и отдаленно представляют себе процесс производства виниловых и магнитофонных записей. Многие из них считают, что звук в магнитофонах и на виниловых проигрывателях (если не заявлено обратное) — аналоговый. К большому разочарованию любителей настоящего аналогового звучания, я развею эти мифы.

Подъем кабелей с пола

Мы не имеем в виду, что кабели нужно подвешивать под потолок, чтобы можно было проходить, не касаясь их. Но если вспомнить о том, что провода могут передавать вибрации на компоненты системы, становится понятно, что их стоит держать подальше от их источников – особенно от пола, если речь идет об акустических кабелях. Вот почему на выставках Hi-Fi-продукции, таких как Bristol Show, можно увидеть соответствующие приспособления.

Если вы не готовы с этим согласиться, вспомните о том, что такие компании, как Naim, используют во всех своих Hi-Fi-компонентах слабо закрепленные разъемы для шнуров питания – и именно по этой причине. Они призваны загасить нежелательные вибрации, прежде чем они передадутся корпусу и учинят безобразие. Когда вы в следующий раз придете в магазин с аппаратурой и при подключении какого-нибудь дорогого компонента увидите неплотно сидящий разъем, то будете знать, что дело не в ленивых сборщиках.

Помимо того, что кабели не стоит раскидывать по полу, постарайтесь избегать их скручивания и образования узлов; это поможет еще немного повысить качество звучания Hi-Fi-системы.

Миф №2. Запись на винилах в корне отличается от магнитофонной


Начнем с самого «святого» — винила. Увы — запись для винилов на студиях звукозаписи готовят предварительно, с применением магнитофона (либо в современном варианте компьютера).

Точнее говоря первые граммзаписи до начала 30-х годов прошлого века и в самом деле делались без магнитофонов. Но практически сразу с появлением первых магнитофонов (сначала очень дорогих, громоздких и недоступных для массового производства), студийную запись стали делать на магнитофон и лишь потом, после сведения и мастеринга, копировать эту запись на матрицу для производства пластинок.

В итоге мы имеем не виниловый звук как самостоятельное явление, а магнитофонную запись подготовленную для винила. Таким образом, все любители винила слушают на самом деле магнитофонный звук, но в урезанном «виниловым» диапазоне.

Где и как все это проявляется?

Очевидно, разработчики акустики и усилительных систем находятся под влиянием своих национальных традиций. А эти традиции не могут не распространяться на звучание аудиосистем.

К тому же, эти системы воспроизводят музыку, записанную в рамках определенных национальных традиций. То есть фокус еще и в том, как в разных странах записывается уже не народная, а популярная музыка.

Как-то раз ко мне на тест попал сетевой плеер с китайской версией региональных предустановок. Сразу же после включения он подключался к некоему китайскому интернет-радио, передававшему детские песенки. В детском китайском исполнении.

В качестве аккомпанемента звучал ритмичный лязг где-то в районе верхней середины, а детские голоса исполняли нечто визгливое и атональное. Слушать это было невозможно, и понятно, почему — ведь я не китаец…

Но когда однажды жизнь заставила две недели слушать исключительно иранское радио, то на десятый день я сказал местному жителю: «Вот этот исполнитель хорош», — и тот одобрил мой выбор. Надо было просто врубиться! А ведь поначалу все это звучало для меня как ария муэдзина в сопровождении однострунной балалайки…

Магнитофоны

Принцип магнитной записи на стальную проволоку в 1888 году впервые разработал Оберлайн Смит (Oberlin Smith), под влиянием его посещения в 1878-м лаборатории Эдисона. Однако первое работающее устройство было изготовлено датским инженером Вальдемаром Поульсеном лишь в 1895 г. Сам аппарат изобретатель назвал «телеграфоном». Источник на Вики про магнитофон.

От проволоки к ленте:

5.1 От проволоки к ленте

В 1925 году Курт Штилле (Curt Stille) представил электромагнитное устройство, записывающее речь на магнитную проволоку. Впоследствии аппараты его конструкции, использовавшие тонкую стальную ленту в качестве носителя, производились под маркой «Маркони-Штилле», и применялись на Би-би-си с 1935 до 1950 года. В 1925 г. в СССР запатентована «гибкая лента из целлулоида, покрытая стальными опилками (например, посредством столярного клея)», однако развития изобретение не получило. В 1927 г. Фриц Пфлеймер (Dr. Fritz Pfleumer) запатентовал магнитную ленту (сначала на бумажной основе, затем — на полимерной). Сам этот принцип начали разрабатывать параллельно со Смитом, в лаборатории BASF.

5.2 Рождение первого магнитофона =):

5.2 Рождение первого магнитофона =):

В 1934—1935 фирма BASF начала серийный выпуск магнитной ленты на основе карбонильного железа либо магнетита на диацетатной основе. В 1935 фирма AEG выпустила первый коммерческий плёночный магнитофон под названием Magnetophon K1. Само слово Magnetophon долгое время было торговой маркой AEG-Telefunken, но дальше оно закрепилось за названием этого класса устройств для проигрывания магнитофонных записей.

5.3 Первый качественный шаг::

5.3 Первый качественный шаг:

Принцип высокочастотного подмагничивания (подмешивания в записываемый сигнал высокочастотной составляющей) был предложен в начале 30-х гг. Браунмюлем и Вебером, усовершенствован в конце 30-х гг. Нагаи, Карпентером и др. До изобретения высокочастотного подмагничивания магнитофонные записи были ужасного качества. Дело в том что намагничивание магнитной пленки никогда не происходит по линейному закону, который необходим для качественной записи и воспроизведения звука. Это изобретение решило проблему.
5.4 Катушечные (или бобинные) магнитофоны:

5.4 Катушечные (или бобинные) магнитофоны

В качестве носителя используется магнитная лента, намотанная на пластмассовые или металлические катушки (в быту употреблялось также название «бобина». До появления кассетных магнитофонов катушки называли кассетами.

5.5 Магнитофоны HI-FI:

Настоящий Hi-Fi – самый ультрабюджетный вариант, танцуют все


Настоящий Hi-Fi… Не скупые цифры характеристик этого стандарта, которые превзойдены десятки лет назад и соответствуют хлебопечке проигрывающей мелодию на вашей кухне, а настоящий Hi-Fi, тот о котором говорят с придыхом подразумевая нечто такое, что способно перевернуть ваше представление о качественном звучании.
Я уверен, что в адекватном состоянии сегодня под словом Hi-Fi понимают именно выдающееся звучание высокой верности, а не соответствие характеристикам покрытым пылью многих десятилетий.

Стандарт Hi-Fi для усилителей:

  • Нелинейность АЧХ в диапазоне воспроизводимых частот 40—16000 Гц — 1,5 дБ по линейному входу (2 дБ при наличии корректора);
  • Коэффициент нелинейных искажений в диапазоне воспроизводимых частот 40—12500 Гц, не более — 1%.
  • Коэффициент интермодуляционных искажений в полосе воспроизводимых частот 250—8000 Гц (также вне этой полосы при снижении уровня звукового давления на 6 дБ), не более — 3%;
  • Разброс параметров каналов в диапазоне воспроизводимых частот, не более — 3 дБ;

Сегодня такие характеристики кажутся излишне скромными, мы уже привыкли к значениям КНИ не только в сотых, но и в миллионных долях, для ОУ например.

OPA1612 – ультранизкие искажения 0.000015% на 1 kHz

Hi-Fi – High Fidelity – высокая точность или высокая верность. В самом названии сокрыто то, что речь не про КНИ или полосу воспроизводимых частот, а речь про высокую достоверность воспроизведения записи, когда вы перепутали живого человека с мертвым, простите с записью.

На самом деле эффект присутствия дают больше всего записи произведенные вами самостоятельно в домашних условиях или какие-то репетиционные, тогда действительно вы можете ошибиться и принять чей-то фоновый разговор за живой.

На специальных записях, с которых вы слушаете музыку прекрасно можно прочувствовать размеры пространства (на некоторых записях, не всех), высокую подробность и тд, но эффект присутствия – это нечто иное, когда ваш мозг обманывается, и принимает слышимое за реальность. Например на записях Diana Krall мне может нравится музыка, построение композиции, тембры голоса, но я не перепутаю живую Diana и запись, не вздрогну.

Эффект обмана мозга, выдать за реальность происходящее порой способны ламповые или гибридные усилители, которые в ущерб детализации и точности, несколько замазав аудио-картинку порой могут быть пугающе реалистичны, но их по умолчанию встроенные минусы – отвратительное демпфирование, и как следствие гудеж инструментов в музыке, некоторая потеря детализации, потеря энергетики – это цена и вы уже выбираете сами.

Для себя я выбрал в пользу транзисторных усилителей – точность и детализация мне важнее, как приверженцу аудиофильной подачи звука. Это именно тот случай, когда слушатель решает, что для него важнее на свой вкус и слух.

Так что же есть настоящий Hi-Fi – звук обманывающий вас, вы должны верить в реальность – это программа максимум, но мы все знаем что Hi-Fi условно разделен на разные уровни – бюджетный/начальный, основательный средний, топовый и Hi-End.

Последние две категории доступны меньшенству по финансовым причинам, и поэтому большой отголосок получает зона начального и среднего Hi-Fi. Но ведь это по прежнему должно быть звуком высокой верности, по логике и вовсе не должно быть разделения на уровни начальный, средний, высокий – есть или высокая верность или ее нет. Но это в теории, а на практике, есть разделение.

Мы сегодня будем говорить о начальном Hi-Fi, более того о бюджетном решении, которое может при желании позволить вероятно любой слушатель.

Бюджетный вариант – это конечно же компромисс и вы это должны понимать, получить Hi-Fi прямо как финальную точку развития аудио у вас все же не получится, но ориентируясь на настоящий Hi-Fi вы все равно получаете звук крайне высокого качества.

Чем может характеризоваться бюджетный Hi-Fi, что его отличало бы от обычных бытовых аудио-усилителей?

На первом этапе это безусловно детализация или музыкальное разрешение. В бюджетном Hi-Fi вас должно шокировать, насколько оказывается звук богат и насыщен деталями. Перемещаясь в более высокий уровень Hi-Fi вы обнаружите, что помимо того, что звук изобилует деталями, отчего ощущается более прозрачным и лучше слышимым, эти самые детали в более высоком классе получают более богатую текстуру. Если вы любите играть в компьютерные игры, то представьте, что в начльном Hi-Fi у вас на полигоны персонажа натянули просто мутную замазанную текстуру, на которой ничего не разобрать.

В более высоком классе на полигонах вы вдруг видите богатые узоры, а на еще более высоком классе видите, что эти узоры еще и имеют углубление, как бы вдавлены в поверхность и тд.

Сравнивая с этой аналогией и музыкальное разрешение можно сравнить и с разрешением в компьютерной игре. В бытовых усилителях вы, как будто играете в игру с разрешением 320х200 – все очень мутно, замазано, плохо видно хоть какие-то детали и вы скорее догадываетесь, как выглядит лицо персонажа.

Перейдя в начальный Hi-Fi вы открываете для себя разрешение в 640х480 точек и поражаетесь фантастической детализации, как это произошло со мной, когда я на своем компьютере 386SX2 запустил игру Rise of The Robots.

И кстати стремится в Hi-Fi любителю аудио не так уж и первостепенно важно, все зависит от жанров какие он слушает. Например C.C. Catch или Blue System будут прекрасно звучать вообще на любом музыкальном центре и получив в свое распоряжение компоненты класса Hi-Fi вы для себя гарантированно ничего нового не услышите, нет там скрытых звуковых вибраций и прочего.

Но парадокс в том, что чем выше класс вашей аппаратуры тем больше жанров вам становится интересно слушать и вы постепенно охватываете такие жанры, как джаз и тд, хотя большинство традиционно приходят из рока или по/синтипоп. Для Heavy Metal настоящий Hi-Fi тракт тоже спорное достоинство – экспрессию и стену звука можно получить и на более простых компонентах.

А вот джаз, оркестровая музыка, опера, классика без настоящего Hi-Fi оборудования – лишь жалкая тень истинного величия.

Поэтому вернемся к теме обзора ультрабюджетный, но настоящий Hi-Fi звук. Мы должны гарантированно получить высокое разрешение (детализацию происходящего), но так как это компромис, что-то мы должны и не получить. В неполученном мы скорее всего увидим мягкость, нежность. Поэтому звук у нас должен быть очень детальный (высокого разрешения, без высокого разрешения это просто не Hi-Fi), но жестковатый и с упрощенными текстурами на деталях.

Вы готовы с жтим смириться? Конечно вы готовы с этим смириться если хотите впервые ощутить настоящее высокое разрешение истинного Hi-Fi. Высокое разрешение – это богатство деталей в музыке, ранее не слышимых вовсе или малозаметных, это лучшая четкость звука, лучшая различимость, то есть лучшая ясность звучания и это при том, что мы не пользуемся темброблоком!

Hi-Fi – это не басы и верха, это то, что я перечислил выше, в высоком классе добавьте трехмерное аудиоизображение, ласковая мягкость, удивительная игра микродинамики, когда между разнообразными звуками вдруг возникает внутренняя связь, которая глобально обогащает музыкальное полотно и тд.

Ультрабюджетный Hi-Fi можно получить пока лишь одним способом – это наушники. Все другие варианты плохо реализуются в силу достаточно высокой стоимости акустических систем Hi-Fi класса.

Обладая трактом высокой верности – усилителем мощности Yamaha P2200 (240.000 йен), акустической системой Yamaha NS-1000x (316.000 йен) и ЦАП на Sabre ES9038PRO я вполне в состоянии оценить насколько бюджетный тракт в праве претендовать на звание реального, пусть и бюджетного Hi-Fi.

Из дешевых наушников званием выгодная покупка, по отзывам покупателей, оказались два претендента – это Koss Porta Pro и Axelvox HD242. В моем распоряжении так же есть Beyerdinamic DT990Pro, поэтому есть с чем сравнить.

Axelvox HD242 постоянно сравнивают с AKG 240, как будто это их клон. Я таких сравнений не проводил, но по комфорту и качеству звука, например Beyerdinamic DT990Pro значительно лучше. Забавно, но это не сразу понимается при прослушивании, так как детализация у Axelvox HD242 высокая, но одев Beyerdinamic DT990Pro вы получаете сразу ощущение нереального комфорта и ласкового звука, а потом понимаете, что и богатство звуковых текстур несравнимо лучше на 990.

Про Axelvox HD242 могу сказать, что сидят на голове они грубо, не комфортно. Вроде бы и не давит ничего, но такое ощущение, что после мягкого кресла вам вдруг дали посидеть на краешке жесткого табурета. Сидеть то можно, но как-то напряжно.

Axelvox HD242 стоят около 3000 рублей и обладают детальным звуком, который может претендовать на звание Hi-Fi, но с комфортом их использовать я не представляю как это может быть возможно.

Но акцент я сделаю на наушники Koss Porta Pro – просто поверьте, они превосходят по звучанию Axelvox HD242.

Они стоят так же, как и Axelvox HD242, менее 3000 рублей, но звучание в них лучше и значительно лучший комфорт (но так же совершенно не сравнимый с комфортом велюровых амбюшур DT990) По умолчанию Koss Porta Pro довольны разочаровывающи – это глухие наушники с гудящим “фазоинвертерным” басом – есть от чего впасть в уныние. Но парадокс в том, что сами динамики обладают огромным потенциалом по качеству звучания, но для этого придется воспользоваться эквалайзером. После эквализации вы ни за что не узнаете свои Koss Porta Pro – это станут отличные наушники Hi-Fi класса.

Я провел уже настройку эквалайзера в разных операционных системах, чтобы после прочтения обзора и вы могли почувствовать разницу в звуке, скачав эквализационные пресеты.

Первый пресет рассчитан на операционную систему Windows и эквалайзер встроенный в foobar2000 – можно бесплатно скачать по ссылке ниже.

koss-audiophile-eq

Прекрасное детальное звучание пресета очень похожее по характеру с манерой звучания системы Yamaha P2200 + Yamaha NS-1000. Собственно на слух и подбиралось на лету сравниваясь с вышеназванным трактом, чтобы достигнуть идентичности. И это получилось, роскошный пресет.

Для операционной системы Linux все пошло не столь радужно и аналогичного результат к сожалению в полной мере добиться не удалось, но я подготовил два варианта пресета эквалайзера, которые тоже значительно улучшают звучание Koss Porta Pro. Настройка пресета сделана для эквалайзера проигрывателя Audacious.

Koss-Linux-audacious

У этой настройки были замечены следующие нюансы, в джазе все довольно хорошо, но вот тяжелая музыка – хэви метал лишена основательности. Поэтому я сделал некоторую усредненную настройку сразу для двух наушников Koss Porta Pro и Axelvox HD242 (подходит обоим) в которой акцент сделан на “жир”, густоту, мощь звука – это более увесистый и агрессивный вариант. Если хотите что-бы рык был рыком, а жир и мясо соответствовали описанию – это оно. Здесь акцентирован низ и средние частоты отвечающие за вокал.

KossPorta-Axelvox242-жир

С пресетами разобрались, без них Koss слушать я вообще не вижу смысла.

Остается усилительная часть – и здесь нас ждет несказанный подарок от aliexpress – усилитель для наушников Aiyima DAC-A5 стоимостью так же в районе 3000 рублей.

Компоненты внутри использованы роскошные:

CM6642 + CS8416 + CS4398 + TPA6120 + OPA2134

CM6642 – это USB – следующее поколение отличного транспорта CS6631a.

CS8416 – это популярный SPDIF (optical/coaxial).

ЦАП CS4398 – топовый, используется в топовых проигрывателях Marantz.

И усилитель для наушников – одна из лучших и популярных микросхем OPA6120.

Этого усилителя достаточно, чтобы ощущитить настоящую детализацию звука класса Hi-Fi и это очень здорово.

Прослушивая на Aiyima DAC-A5 наушники Koss Porta Pro+пресет и Axelvox HD242 я бы впечатлен детальностью. Особенно здорово показывали себя Koss Porta Pro в джазе и классике – фантастически хорошо. Но была определенная жесткость, грубоватость, что я целиком списал на дешевый усилитель, при своей цене этот комплект выдавал все равно удивительного уровня звук.

Но попробовав с этим же Aiyima DAC-A5 наушники Beyerdinamic DT990PRO я был удивлен услышав звук без намека на жесткость, ласковый, нежный, богатый.

Итого, при использовании даже бюджетного решения Head-Fi (наушниковый тракт) вы можете получить настоящий Hi-Fi звук. И это действительно доступно по цене.

Это раззадорило меня на эксперименты и сравнения со взрослыми усилителями класса Hi-Fi стоимостью до $1000 и в ближайшее время я планирую оценить звучание Koss Porta Pro и других на популярном усилителе Marantz PM-6001 (6002-3-4).

Миф №3. В аналоговых магнитофонах чисто аналоговый звук

Правда про аналоговый звук в магнитофонах окажется еще более страшная чем 2й миф, т.к. касается не только любителей магнитофонов, но и, как мы выяснили, любителей винила.


В любых магнитофонах, и в аналоговых и в цифровых, применяют подмагничивание. Что же это такое? До изобретения подмагничивания звук в магнитофонах был чисто аналоговый и запись получалась ужасно плохого качества

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]